Все герои этого материала несколько лет назад приобрели на вторичном отечественном рынке кроссоверы Infiniti, а потом на просторах интернета обнаружили информацию: в машинах есть заводские дефекты, устранить которые можно (и нужно!) в рамках отзывной кампании, то есть бесплатно.
Долго не думая, они обратились к официальному дилеру, который сейчас занимается послепродажным обслуживанием, но получили ответ, что выполнить гарантии в рамках отзывной кампании не представляется возможным.
Почему?
Журналисты av.by попытались разобраться в этой щекотливой теме: выслушали истории автовладельцев, получили комментарии официального дилера, а также поинтересовались у юриста, как быть в этой ситуации.
«При срабатывании подушка безопасности может выстреливать металлическими предметами»
Иван приобрёл свой автомобиль Infiniti FX35 2003 года выпуска в Минске. Машину купил по низу рынка и в не очень хорошем состоянии, признаётся читатель.
— Взял за 6 000 долларов, ещё 3 000 отдал на восстановление: перебрал двигатель, заменил проводку, перешил салон... В общем, работы проведено много. Около года назад наткнулся на статью, где было написано, что в России такие авто, как моё, проходят сейчас по отзывной кампании, — вспоминает Иван. — Есть специальный американский сайт, где можно проверить, относится ли твой автомобиль к этой кампании. Я ввёл VIN своей машины и получил информацию, что в ней есть четыре позиции, подлежащие замене: передние фары и задние фонари, подушка безопасности и топливные шланги.
Я перепроверил свой автомобиль на сайте официального дилера марки в Америке. Всё те же четыре позиции были указаны! Тогда же, в 2023-м, отправил заявку официальному дилеру «ДрайвМоторс» в Минске. Мне ответили, что свяжутся с российским представителем, и на этом всё.
В начале января 2024 года Иван снова решил напомнить о себе.
— Ответ дилера меня удивил! С их слов, моя машина уже не участвует в отзывной кампании, мол, они её не видят в базе. Как же так? Я ещё раз перепроверил авто у представителя в Америке. И по их информации, моя иномарка участвует в отзывной кампании, — уточняет Иван. — Выходит, я езжу на небезопасном автомобиле? Ладно с фарами — это ещё можно пропустить, но подушка безопасности? Мой ребёнок сидит в кресле — что будет, если устройство не сработает?
В такой же ситуации оказался ещё один владелец японского кроссовера. Дмитрий из Гродно пару лет назад купил Infiniti FX45 2003 года выпуска.
— В процессе эксплуатации начало смущать, что у машины очень плохой ближний свет фар. Я стал разбираться, в чём же дело, — вспоминает мужчина.
В поисках нужных сведений автовладелец изучил множество отзывов на тематических форумах и наткнулся на статью, где было написано: у данных машин действительно была такая проблема, однако по ней существует отзывная кампания, в рамках которой дефекты устраняются дилером марки совершенно бесплатно.
— Кстати, когда я в поисках автомобиля катался по Беларуси, то осматривал один вариант в Клецке, где человек мне рассказал, что заменил фары по отзывной кампании. В тот момент пропустил это мимо ушей. Ведь выбирал машину исходя из состояния кузова, а не оптики! Оказывается, на самом деле есть такая отзывная кампания, где дилеры должны бесплатно заменить бракованные детали. На моём авто фары не менялись, то есть данной услугой прежние владельцы не воспользовались. Но ею решил воспользоваться я.
Для этого Дмитрий обратился в официальный дилерский центр в Минске и оставил там свою заявку. Спустя время ему перезвонил представитель компании и сообщил, что автомобиль в их базе также не числится!
— Попробовал сам информацию поискать. Зашёл на официальный сайт Infiniti, ввёл свои данные. Да, действительно, американцы пишут, что в моей машине подлежат замене три позиции: передние и задние фары, а также подушка безопасности. Она при срабатывании может выстрелить какими-то металлическими предметами и нанести вред здоровью! К слову, для её активации в серьёзную аварию попадать не надо: достаточно касания бампера даже на небольшой скорости. И вот тогда этой темой я всерьёз обеспокоился.
На форумах владельцев Infiniti, рассказывает Дмитрий, приводится много случаев, когда людям меняли проблемные запасные части. И хоть процесс небыстрый, но хозяева иномарок смогли применить свои права потребителей и отремонтировать авто в рамках отзывной кампании.
— Почему мы не можем воспользоваться подобным? Ведь отзывная кампания не конкретно наших продавцов или дилеров, это всемирный отзыв! Никто не может нам дать никаких пояснений, все ссылаются на санкции и политику! Какое отношение данный товар имеет к политике, например? Здесь банальная защита прав потребителя! Если организация нашла дефект в машине, которую она выпустила, почему я, как владелец, не могу устранить его бесплатно? К тому же изучил информацию: данная отзывная кампания не была закончена! Нигде не пишут о её завершении. Думаю, обязательства должны по-прежнему работать: какая-либо фирма должна была взять на себя права и обязанности по отношению к тем же Infiniti, Nissan и всем остальным моделям. Я знаю, Nissan ушёл из Беларуси и России, но кто-то же продолжает выполнять гарантийные и прочие обязательства.
Дмитрий обратился в «ДрайвМоторс» с официальным запросом: на каком основании ему отказали в исполнении отзывной кампании? И вскоре получил ответ от его представителя:
— К сожалению, выполнить отзывные кампании на ваш автомобиль не представляется возможным, так как ООО «ДрайвМоторс» (далее — Общество) получило отказ от представительства «Ниссан»/«Инфинити» на территории Российской Федерации, с которым у Общества заключён договор на послепродажное обслуживание. В силу отсутствия договора, заключённого непосредственно с производителем автомобилей «Ниссан»/«Инфинити», который находится в Японии, Общество не может выходить за рамки договоров, заключённых с представителями производителя. В связи с тем, что ваш автомобиль производился и поставлялся НЕ для рынка СНГ, запасные части к нему не поставляются на территорию СНГ и у Общества отсутствует доступ к технологиям по ремонту таких автомобилей.
— Я попросил ознакомиться с отказом представительства Nissan в РФ. На что менеджер мне ответил: данная информация предназначена для служебного пользования и не подлежит огласке.
ООО «ДрайвМоторс»: «Клиент может обратиться к европейским официальным дилерам Infiniti»
Журналисты также обратились в компанию «ДрайвМоторс» и попросили её представителей рассказать, в каких случаях владельцу автомобилей может быть отказано в отзывной кампании, имеет ли страна производства авто значение и что делать собственнику машины, если некоторые запчасти нуждаются в замене.
Av.by публикует ответ полностью.
— Владельцу автомобиля МОЖЕТ БЫТЬ ОТКАЗАНО в проведении отзывных кампаний по следующим причинам:
а) автомобиль производился и поставлялся НЕ для рынка СНГ;
б) запасные части не поставляются на территорию СНГ;
в) на автомобиле присутствуют повреждения, препятствующие выполнению отзывной кампании (сюда входит изменение конструкции либо отсутствие деталей, подлежащих замене).
— Здесь важна не страна происхождения (место производства), а то, для какого рынка предназначен автомобиль. Дело в том, что на рынке страны, для которой предназначен автомобиль, действуют определённые требования для автомобильных компонентов и систем, влияющих на безопасность. В частности, если рассмотреть кампанию R0607 (задние комбинированные фонари) для Infiniti FX35/45 2003—2006 г. в., то она была запущена, так как задние фонари не соответствуют определённым требованиям Федерального стандарта безопасности автомобильных транспортных средств (FMVSS) № 108, действующим только на территории США. Требования FMVSS значительно отличаются от международных требований ООН. Таким образом, частный импорт транспортных средств для других стран может быть затруднён или невозможен.
— Клиент может попробовать обратиться к европейским официальным дилерам Infiniti с просьбой выполнить данные отзывные кампании либо связаться с международным отделом по обслуживанию потребителей подразделения Infiniti, Nissan North America, Inc., P.O. Box 685003, Franklin, TN 37068-5003. Бесплатный номер телефона: 1-800-662-6200. Также вы можете связаться с официальным представителем Национальной администрации безопасности дорожного движения по адресу 400 Seventh Street SW, Washington, D.C. 20590 или позвонить по бесплатной горячей линии, посвящённой вопросам безопасности автомобилей, по номеру 1-888-327-4236 (TTY: 1-800-424-9153); также вы можете посетить веб-сайт http://www.safercar.gov.
Юрист: «Придётся доказать, что именно это юридическое лицо представляет интересы конкретного производителя»
С просьбой прокомментировать данный инцидент журналисты обратились к юристу Ивану Сергеевичу Райкевичу. Не нарушены ли здесь права потребителей и могут ли автовладельцы претендовать на ремонт в рамках отзывной кампании?
— Отзывная кампания — это проведение определённых действий по устранению дефектов товара, создающих угрозу безопасности при его использовании. Иными словами, это случаи признания производителем наличия в товаре производственного недостатка и принятие мер по их устранению по собственной инициативе производителя.
Если представитель продавца на территории Республики Беларусь не видит проблемы с автомобилями, то доказывать наличие недостатка потребителю нужно самостоятельно. Для этого, как правило, требуется проведение экспертизы. Но! Перед тем как заниматься экспертизой, доказательствами и прочими юридическими моментами, стоит знать следующее: согласно ст. 21 Закона «О защите прав потребителей», недостатки могут быть устранены, если они были обнаружены в пределах установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи потребителю товара, если срок службы не установлен.
— То есть если мы говорим об автомобилях 2003-2006 года выпуска, то, боюсь, сроки предъявления требований уже истекли. Более того, Закон «О защите прав потребителей» также предусматривает, что в случае банкротства изготовителя, приостановления или прекращения его деятельности, отсутствия у потребителя достоверных сведений об изготовителе либо в случае места нахождения (места жительства) изготовителя за пределами Республики Беларусь потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные подпунктами 1.1, 1.3 и 1.4 пункта 1 статьи 20 настоящего Закона, также поставщику, представителю в пределах установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи потребителю товара, если срок службы не установлен.
— Словом, придётся ещё доказать, что именно это юридическое лицо представляет интересы конкретного производителя вашего автомобиля, что тоже весьма непросто, особенно если автомобиль эксплуатируется в стране, для продажи в которой он не предназначен, — говорит адвокат. — Лично я не вижу перспективы заставить некое юрлицо в Беларуси исполнить обязательства Infiniti в рамках отзывной кампании, объявленной производителем в определённых странах.