Onlíner путешествует по региональным авторынкам. Уже побывал в Бресте — там площадку, где когда-то кипела жизнь, урезали и отдали автохаусу. Количество машин уменьшилось раз в десять, покупателей было не густо. Теперь на очереди облюбованный туристами Гродно — в поисках доступной «бэушки» журналисты заглянули сразу на две площадки.
Рынок «Южный»: около 15 машин, большинству перевалило за 20 лет
Перед поездкой в облцентр журналисты Onlíner, конечно же, пообщалась с коренными гродненцами. Они надежды сразу же разрушили: от старого авторынка не осталось ровным счетом ничего. Все, кто готов самостоятельно искать покупателей, делают это через онлайн-площадки.
Те, кто не сильно горит желанием отбиваться от агрессивного торга перекупщиков и отвечать фразой «Что вы хотели за эту цену?» на вопросы слишком дотошных автолюбителей, обращаются в автохаусы.
Один из таких нашли возле гродненской комиссионки на рынке «Южный». И грустно, и скучно, и встретили журналистов здесь лишь закрытые двери автохауса — такое первое впечатление оставила площадка. Фасад у небольшого здания торговой точки подуставший, зато желтые ворота гостеприимно распахнуты перед потенциальными покупателями. На парковке рынка в пятницу ближе к закрытию автохауса было очень одиноко, скучали всего несколько машин.
На самой площадке тоже никого. Колеса у некоторых автомобилей подперты кирпичами, а у Renault Laguna (машина 1999 г. в. продается, к слову, за $2800 по курсу) шины и вовсе спущены. Через боковые стекла заглянули в салон — надо отметить, что в большинстве авто навели порядок (по крайней мере пылесосом поработали точно).
Всего застали около 15 автомобилей, выставленных на продажу. Глазу не то чтобы есть за что зацепиться (кроме ярко-лазурного цвета этого Volvo V70 за $2200).
В автохаусе — сплошные «двадцатилетки». Конечно же, не без дефектов по кузову: сломанные бампера, «жучки», лобовые с трещинами, — но откровенного автохлама визуально не обнаружили.
Пробежимся по ценам? Volkswagen Transporter T5 (2011 г. в., 2 л, дизель) выставлен на продажу за $17 900 в эквиваленте, Nissan Almera Tino (2000 г. в., 2,2 л, дизель) — за $4300 по курсу.
Цена Renault Scenic (2001 г. в., 1,9 л, дизель) — $5290, Renault Megane (2006 г. в., 1,6 л, бензин) — $5000.
Универсал BMW, «пятерка» в кузове E34 с 2-литровым бензиновым мотором и пропан-бутановым ГБО продается за $4950. Тридцатилетний Volkswagen Golf с 1,6-литровым бензиновым мотором стоит $1700, но продавец, возможно, будет не против поторговаться.
Этот автохаус «вернул авторынок в Гродно». А как на деле?
Журналисты ищут автохаус поинтереснее. На просторах городских карт наткнулись на автокомис на улице Тавлая с громким слоганом «Мы вернули авторынок в Гродно». Вызов принят, выехали.
Площадка встречает стройными рядами машин (продавец позже скажет, что на продажу суммарно выставлено около 95 авто) и лаем сторожевой собаки со стоянки по соседству.
Благо менеджер оказался гораздо более доброжелательным, чем четвероногий помощник, и согласился пообщаться.
— В сентябре стало заметно: сезон закончился, количество покупателей уменьшилось.
Год-два назад ко времени закрытия площадки покупатели с фонариками приходили и на новых машинах уезжали. Бывало, по 30 авто на территории оставалось, остальные мы распродавали. А сейчас их скоро уже ставить будет некуда. Когда все пошло на спад? Наверное, в начале 2022 года.
Поднялись ли цены? Выросли они где-то год назад, а теперь держатся на том же уровне. А смысл их повышать, если машины и так не покупают?
В день автомобиля три минимум показываешь, но бывают выходные, когда не присесть. Гродненцы приезжают выбирать машину всей семьей — это обязательный ритуал. Если попадется одиночка, значит, он на следующий день будет здесь с тестем и тещей, а послезавтра — еще с кем-нибудь. А затем еще раз со специалистом приедет, чтобы проконсультироваться. К автоподборщикам наши люди обращаются очень часто. Троих за день точно встречаем.
— Есть подборщики, которые предлагают за откат порекомендовать покупателям ту или иную машину?
— Нет, с такими предложениями к нам не обращались.
Что покупают белорусы? Чаще берут машины подешевле. До $5000 у нас почти ничего нет, покупают в основном в ценовом сегменте от $10 000 до $12 000. Это свежепригнанные автомобили, по большей части дизельные «французы»: Renault, Peugeot. Еще в топе любимых марок Volkswagen и Audi.
Их к нам на комиссию ставят те, кто занимается пригоном. Зачем им это, почему не продают сами? Легче найти покупателя, когда у клиента есть возможность оформить кредит или лизинг.
— И сколько таких пригнанных авто от общего числа?
— Около 20%. Если говорить о какой-то статистике, то 60% общих продаж — это кредит или лизинг. Даже если у людей есть деньги, они не хотят сразу выкладывать всю сумму. Получить одобрение на лизинг, к слову, проще. Но в таком случае нужен первоначальный взнос в размере 20% от стоимости машины. Переплата при лизинге — от 6%, если оформлять его в иностранной валюте. Лизинговые компании сделали досрочное погашение — раньше такого не было. Теперь хоть на следующий день всю сумму возвращай.
Россияне, рассказывает менеджер площадки, в Гродно доезжают. Точнее, доезжали «через день», когда курс соседского рубля по отношению к валюте был поприятнее: 80 рублей за доллар — такие цифры называет продавец.
— «Утягивали» дорогие машины. Россиянам подавай машину без пробега и небитую…
— …и по хорошей цене.
— Необязательно. Важнее хорошая комплектация. Желательно, чтобы ни один элемент не был крашен. Ну или минимально, но без шпатлевки. Авто должно быть свежим, до $20 000.
— Признаются ли перекупы, что они перекупы?
— Да, так и говорят: мол, мне ее дальше продавать надо.
В Гродно эксклюзив любят, но не покупают?
Гродно — родина самых крупных автофестивалей страны. Летом сюда съезжаются эксклюзивы со всей страны. Но в автохаусе таких мы не находим. С натяжкой выделяющимся из толпы можно назвать разве что ярко-красное купе BMW 320Ci (2000 г. в., 2,2 л, бензин) за $6999 в эквиваленте да «бандитский» Gelandewagen.
— А «китайцы» к вам попадают? — интересуются у продавца.
— Полгода назад Lifan продавали — трехлетний, сгнивший весь… Не пользуются «китайцы» спросом в Гродно. Ну, кроме Geely, их много. А вот в автосалонах разных новых китайских машин хватает.
Что ж, журналисты рискнули сделать выборку машин, которые, возможно, не будут долго простаивать на площадке. VW Golf (2019 г. в., 1,9, дизель) продается за $17 700 в эквиваленте. Lada Xray того же года с 1,8-литровым мотором оценили в $12 499. Kia Rio X-Line (2018 г. в., 1,6 л, бензин) выставили на продажу за $15 910. Lada Vesta, судя по всему, из-под такси (2019 г. в., 1,6 л, бензин + ГБО) стоит $8990.
Среди старого премиума нашли BMW X5 (2004 г. в., 4,4 л, бензин) за $10 490 по курсу и Audi A6 C6 (2006 г. в., 2,4 л, бензин) за $9300. Range Rover (2008 г. в., 3,6 л, бензин) продают за $13 000.
— Вот, посмотрите, Buick сегодня приехал прошлого года, — обращает наше внимание менеджер в ответ на умозаключение, что цены здесь средние по республике. — Его стоимость — $17 500. Если брать модели 2022 и 2021 года, то это первая цена по стране.
— Всегда спрашиваем в таких случаях: что с машиной не так? – говорят журналисты.
— Это Америка, автомобиль был поврежден. Геометрия целая, но передняя часть машины пострадала. Но зато восстанавливали заводскими запчастями. А вот Toyota Venza стоит — была пригнана полтора-два года назад. Отдается дешевле, чем стоила продавцу. Почему не может продать? Непонятно.
Небольшую часть стройного ряда легковушек занимают бусики. VW Transporter (2001 г. в., 2,5 л, дизель) продается за $9999, Caravelle (2007 г. в., 2,5 л, дизель) — за $15 950. Еще одна Caravelle, но на четыре года посвежее и с 2-литровым мотором стоит $15 800.
— T4 старые, года эдак 2001-го, две штуки недавно продались по цене около $10 000, — рассказывает менеджер. — Сейчас стоит только один свежепригнанный, все остальные — поезженные.
Мы работаем с ценой продавца, хотя и помогаем здраво выставлять стоимость. Нашу комиссию, получается, «оставляет» покупатель. Стоянка бесплатная — пришли, забрали авто, если понадобилось, и ничего платить не нужно.
Интернет-мошенники пытались нанять жительницу Гродно в качестве курьера, но что-то пошло не так.