Есть ли смысл покупать на авторазборках тормозные диски и колодки? Можно ли вернуть бэушный диск сцепления или КПП по гарантии? И в какую сумму оцениваются двигатели для самых «народных» в стране автомобилей?
За ответами на эти и другие вопросы журналисты av.by отправились на гродненскую авторазборку. Она размещена в пяти километрах от областного центра, в агрогородке Путришки.
— Раньше находились в Гродно, но автозапчастей появлялось всё больше, поэтому пришлось переезжать, — такими словами встречает журналистов сотрудник.
Дмитрий работает здесь менеджером. Он проводит группу по складу ангара, где на стеллажах разложены распиленные представители европейского автопрома.
— В каком виде поступают сюда запчасти?
— Мы не привозим целиком машины. На территории Европы скупают автомобили в разном состоянии. Автовозом доставляют в Польшу, а там ТС ждут своей очереди на разборке. После чего разбираются и едут уже сюда в Беларусь в виде машинокомплекта.
— Как часто приезжают фуры и сколько в прицеп помещается машинокомплектов?
— В среднем привоз один раз в месяц. В одну фуру помещается девять машинокомплектов.
— А сколько людей в день посещает вас?
— По-разному. За день может быть пять-шесть человек… А случается, идут прямым потоком!
— Этот рынок железа как-то сегментирован? Например, одни занимаются исключительно «немцами», другие — только «японцами»?
— Лично мы не берём «японцев» и «корейцев». А вот европейские марки везем почти все: Peugeot, Citroen, Ford, Opel, Audi, Volkswagen, Skoda, Seat, BMW, Mercedes. Вообще, многое зависит от самого автомобиля, но если донор хороший, то почему его не взять на разбор? Раньше мы были узконаправлены: занимались только группой VAG (Audi, Volkswagen, Skoda, Seat). Мы заняли эту нишу, потихоньку разбирались, все тонкости изучали. Но люди звонили нам и спрашивали про тот же мотор на Opel.
— А в это время самые распространённые у нас машины — VW Passat B4 или Audi 80, начиная с 1992 года выпуска, — уже стали пропадать в Европе. Да и, если эта машина в достойном состоянии, купить её там, привезти и растаможить обойдётся в итоге во столько, сколько у нас она на «вторичке» стоит. Какой в этом смысл тогда? Поэтому, чтобы продолжать развиваться как-то дальше, нужно либо менять специфику, либо расширяться, — объясняет Дмитрий.
— Старые автомобили в Беларуси и в Европе — это, наверное, абсолютно разные понятия?
— Спорный вопрос. Порой в Европе машину доводят «до ручки» гораздо раньше, чем у нас. Там это просто средство передвижения, которое доступно каждому. У нас же это чуть ли не статус, показатель твоего дохода! И за автомобилями белорусы следят и ухаживают. Хотя в последнее время отношение немного изменилось: люди зачастую экономят и стараются до последнего эксплуатировать авто, оттягивая ремонт или замену деталей…
— Как показывает практика, содержать старый автомобиль иногда дороже, чем новый. Всё из-за стоимости бэушных деталей. Новые ты уже не найдёшь, если твоей машине 30 лет! Получается, выход только один — разборка! А здесь цены растут вместе с возрастом машины. Например, шесть лет назад за крышку багажника на VW Passat B4 просили 60 долларов. Их было навалом! Сейчас — редкая вещица, стоит она больше 200 долларов. Всё потому, что в Польше или Германии не найдёшь уже такой старый «Пассат». А если и найдёшь, то цена на него будет просто неподъёмной.
— Как вообще формируется цена на запчасти?
— Она зависит от стоимости автомобиля на разборке, его состояния и ликвидности. Плюс таможня, налоги, автовоз… Например, последний машинокомплект Audi A6 C5 с 2,5-литровым дизельным мотором был продан за 1 600 долларов, а BMW Е39 стоил чуть меньше 2 000 долларов. Из машинокомплекта не приезжают только сам кузов и колёса. Пластик везём по требованию клиента: кому-то он просто не нужен, так как нередко состояние его плохое.
— А что в машинокомплекте самое дорогое?
— Двигатель и коробка! Дешевле всего — фурнитура: дверные ручки, тот же пластик салона.
— Что быстрее раскупается?
— Тут не угадаешь. Бывает, не успеваем разгрузить фуру с запчастями, а клиент уже тут и ждёт мотор! А бывает, стоит всякая ненужная запчасть месяцами. Мало востребованы салонный пластик, дверные резинки…
— Что не входит в машинокомплект?
— Кузов и салоны. По таможенному законодательству салон (передние кресла и задний диван) приравнивается к мебели, на него большой таможенный сбор. Везти невыгодно, хотя спрос есть.
— От чего зависит в целом рентабельность машинокомплекта?
— От популярности конкретной модели автомобиля в Беларуси. Мы стараемся покупать машины под клиента, чтобы меньше железа залёживалось. Недавно предлагали нам приобрести Mercedes SL 500 2002 года. Интересная и редкая машина. Запчасти в розницу на неё стоят дорого. Например, одно крыло — около 250 долларов, капот — от 300. Не потому, что он там какой-то сверхтехнологичный. Просто потому, что SL 500 — редкая тачка! Но и машина сама в закупке стоит дорого, и просто заморозить большую сумму денег, наверное, нет смысла. Нам этот «Мерин» предлагали за 4 000 долларов. Плюс автовоз, разборка, растаможка… Запчасти сами, конечно, тоже дорого стоят, но не факт, что они продадутся быстро. Да, они в любом случае продадутся, вопрос только — когда.
— А что делаете, когда запчасти залёживаются?
— Демпинговать остаётся! Если ты видишь, что привёз много автозапчастей и не угадал со спросом. Они у тебя лежат и занимают место. К тому же надо платить за размещение объявлений на сайте. Иногда нет смысла просто держать эти запчасти! Приходится снижать цену.
— С какими пробегами чаще всего приезжают машины?
— Меньше 300 тысяч километров я не видел у возрастных авто! Бывает, смотришь объявления других компаний — за сколько кто продаёт двигатели, например. И некоторые заявляют пробег в 150 тысяч на 20-летних дизелях! Ребята, ну как в такое можно поверить? Ерунда! Пробег тоже влияет на стоимость. Бывает, попадаются моторы плохие. Тогда мы их пускаем в разборку, навесное идёт на запчасти. Кому-то поддон нужен, кому-то — клапанная крышка, патрубки, форсунки, свечи…
— А сколько может стоить самый дорогой мотор?
— Например, двигатель на Audi RS3 2019 года стоит 10 000 евро. Здесь всего 7 000 км пробега… Под заказ есть два мотора Maserati Levante 2022 г. в. по 8 500 долларов каждый. Они стоят на складе в Европе. Хотя эти позиции больше рассчитаны на российский рынок, конечно.
— А катализаторы?
— Мы не привозим их сюда, так как люди не покупают. Они же очень дорого стоят! Куда проще перепрошить электронный блок на СТО. И вообще, их лучше в Европе сдавать: они там намного дороже. Нормально удалённый катализатор с банкой, где есть номер, не сдают на переработку, а восстанавливают! И это уже другие деньги. Например, Alfa Romeo 156 2000 года в Польше стоит 1 500 злотых, а её хороший катализатор — от 2 500 злотых!
— Спрос на тормозные диски и колодки есть?
— И на эти позиции, как ни странно, есть спрос. Хотя многие предпочитают китайские, но новые купить. Появился у нас как-то комплект тормозных дисков с колодками на Ford Mondeo 3 2004 года выпуска. Было видно, что они почти новые! Наверное, человек, прежде чем отдать в утиль машину, обслужил её. Стоил такой набор 200 рублей.
— Покупатели из России появляются?
— Да, бывают. Но среди них больше, наверное, перекупщиков, у которых есть свои разборки по стране. Они изучают нашу базу, говорят, что им нужно. Затем берут у нас и перепродают у себя. Помню, как-то мы продали двигатель примерно за 30 тысяч российских рублей. Перекуп там что-то напутал, не сказал про одну особенность. И когда компонент дошёл до клиента, тот начал звонить и разбираться. Российский продавец, естественно, не выходил на связь. Ну и покупатель связался с нами. Начали общаться, и выяснилось, что мотор ему обошёлся в 70 тысяч рублей!
— Есть ли гарантия на бэушные запчасти?
— Да, 14 дней. И если деталь действительно неисправна, мы возвращаем деньги. Но бывают и наглые покупатели. Приходят и говорят: «Заберите запчасть, она мне больше не нужна!» Или, например, выясняется, что поломка была не в ней — механик ошибся. Но это же неправильно! Почему я, как продавец, должен нести ответственность за ошибки стороннего мастера? Я продал тебе то, что ты просил! У нас вообще по законодательству бэушный товар надлежащего качества возврату и обмену не подлежит.
— А случаи подмены были?
— Были, и не раз. Чаще всего это вскрывается уже потом. Я продал клапан EGR, покупатель пришёл на следующий день к моему напарнику и говорит: «Не работает, забирайте!» А у этого EGR имелась отличительная особенность — гравировка маркером, о ней и было указано в нашей базе. Напарник берёт в руки, смотрит — а на запчасти, которую принёс мужчина, маркировки нет! Ну он и говорит мужику, мол, некрасиво так обманывать! Тот в двери и наутёк!
— А какие запчасти чаще всего возвращают?
— Какие-нибудь электрические позиции. Например, моторчик от дворников, замки дверные. Встречается проблема: пока машина стояла на разборке, они закисли… Хотя проверяли до этого — и всё было хорошо!
— Почему стоимость бэушных запчастей иногда выше, чем новых?
— Потому что оригинальные бэушные запчасти бывают добротнее новых китайских! Но покупатели тоже по-разному размышляют: кто-то говорит, лучше купить новую китайскую, чем оригинальную европейскую. Другие, наоборот, полагают, будто европейская «бэушка» куда надёжнее. Я считаю, что какие-то вещи следует брать оригинальными — катушку зажигания, например. А есть запчасти, которые лучше покупать новыми… Те же диски тормозные, детали в подвеску.
— Какие коробки больше пользуются спросом: автоматические или механические?
— У нас — МКПП. Пользуются спросом всегда они! «Автоматы» тоже не залёживаются. Стоимость «механики» — от 70 долларов. Фордовские коробки (Mondeo, Focus) вообще уходят по 40 долларов. Они нормальные и исправные. Просто, видимо, настолько надёжные, что никому не нужны. У нас штук 30, наверное, скопилось уже. Их проще сдать на металлолом, мне кажется. Ну вообще никак не продаются! А вот французские КПП, наоборот, пользуются спросом, и стоят они недёшево — около 200 долларов.
— А «автоматы» почём?
— АКПП — от 300 долларов. Не пользуются спросом — от Mercedes W203, W211. Потому что, наверное, очень надёжные.
— Приходилось ли вам утилизировать или сдавать на металлолом некоторые позиции, потому что люди их не покупали?
— Не бывает непродаваемых деталей, бывает неправильная цена. Так что продаётся всё!
Жители Остринского сельисполкома Щучинского района обратились в КГК с проблемными вопросами относительно дорог.
В Минтрансе России также отметили, что сейчас разрабатывается новая электронная система для управления перевозками.