Решил водитель стать дальнобойщиком, отучился на категории, получил "КОД95", а что дальше? Как найти хорошую фирму? Вместе с автошколой "КОД95 у Марка" мы обратились к водителям со стажем. Они рассказали о своем опыте и дали важные советы, которые помогут новичку заработать и сберечь нервы.
"Мы холодильник выбираем дольше, чем работодателя"
Как пришла идея этих интервью? В школе "Код 95 у Марка" начали рассказывать водителям о том, как правильно искать работодателя.
Лектор говорит: "При выборе обычного холодильника мы читаем отзывы, смотрим обзоры, консультируемся с друзьями и специалистами в магазинах. А знаете как молодые водители выбирают работодателя? Что первое увидят, туда и идут. Почему? Ведь когда мы приходим в магазин и видим ряды холодильников, мы не берем первый, который к нам ближе. Или на авторынке, не берем же первую машину, которая стоит у ворот? Но почему, когда мы ищем компанию, где нам будут платить, где будет вся наша жизнь, мы берем первую попавшуюся? И потом мы удивляемся, условно говоря, почему холодильник не влез в нашу нишу, почему он течет, почему у него нет морозилки".
Проблема есть, и это подтверждает опрос, который недавно провели в автошколе среди учеников и молодых водителей-международников:
Более половины водителей, которые идут в школу, еще не знают, где будут работать. В будущем более половины водителей найдут работу через знакомых, 1/3 – самостоятельно, а каждый 10-й пойдет в первую попавшуюся компанию.
Партнер материала: автошкола "Код 95 у Марка"
Чтобы не пересказывать лекцию, мы решили написать свою. Основанную на советах бывалых. Тех самых водителей с опытом мы нашли среди подписчиков социальных сетей "Код 95 у Марка", некоторые из ребят оказались выпускниками школы.
"Ищите работу уже перед экзаменами в ГАИ"
Евгений работает водителем-дальнобойщиком 3 года. Он очень доволен своей фирмой, возит тяжелые грузы ADR, вес с грузовиком достигает 40 тонн.
– Закладывайте дополнительное время на обучение и трудоустройство. В школе говорят, что обучение месяц. По факту еще до месяца можно ждать экзамен в ГАИ и изготовление водительских прав. Затем обучение на Код95 и время на трудоустройство. Рекомендую работодателя искать после того, как отучились в школе и приближается экзамен в ГАИ. Уже начинайте отправлять письма в логистические компании, – советует Евгений.
– А как вы нашли свою фирму?
– В моем случае был знакомый из хорошей польской фирмы. Он согласился меня стажировать и предложил мою кандидатуру директору. Тот согласился. Я отучился на "Код95", дождался знакомого из отпуска и мы поехали. Собирались поездить 2-3 недели, а вышло 6. Мы с ним на одной волне – оба на спорте, спортивном питании. Так директору и сказали, что готовы работать в экипаже. Это редкость, когда люди подходят друг к другу, шеф обрадовался, но пока дальних рейсов для нас двоих не было. Вообще скажу так, я жалею только об одном, что не пошел на эту работу на несколько лет раньше. Хотя думал о ней уже лет 6.
– Сколько платили на этапе стажировки?
– В 2020 году ставка была от 75 евро в сутки для постоянного водителя, мне платили 50 евро в сутки. Это хорошие условия. Обычно водитель на стажировке получает 20-30 евро в сутки. Отмечу, что сейчас в среднем по рынку платят водителям 85 евро на "шторах" (обычные фуры с прицепами, прим. ред), водителям автовозов платят еще больше.
– Как искать хорошую фирму?
– Нужно сразу разделять, что есть фирмы, где работает по 10-50 фур, а есть компании, где свыше 1000 грузовиков. В компаниях, где большое количество фур, никто никого не видит, там мясорубка и высока вероятность попасть на плохого экспедитора. А экспедитор – это твой главный человек. Директора можно один раз увидеть и все, а с экспедитором общаешься каждый день, он помогает выстраивать маршруты и торопит, либо не торопит водителя. Я бы отдавал предпочтение небольшим фирмам. Проблема в том, что в интернете нет отзывов про маленькие хорошие фирмы. Про мою, например, ничего не написано. Водителей к нам приводят по знакомству. И это самый лучший вариант.
– А если знакомых нет, что делать?
– Отправлять резюме и откликаться на объявления, а когда получен положительный ответ, спросить в чатах-дальнобойщиков от этой фирме. Нужно уточнять, соблюдает ли фирма режим "труда и отдыха" – должны. Звонят ли из фирмы, когда у тебя выходной – не должны. Выдают ли одежду при работе с ADR – должны. Будет ли личный экспедитор – в идеале да. И какой он вообще? Вот свежий пример, у нас водители недавно три дня провели на море в Барселоне, потому что в стране был праздник и движение по основным магистралям запрещено. В плохой фирме для них бы уже нашли дороги по деревням и отправили в путь.
Водитель автовоза: "В моей фирме штрафуют, но мы понимаем за что"
Денис из Волковыска, работает на автовозе уже 5 лет. Вот его история.
– Сразу после обучения мой знакомый привел меня на фирму с автовозами, где я до сих пор и работаю. Его в свое время тоже привел знакомый. И я уже устроил двух человек к нам. Мне кажется, это общая тенденция, искать работу через знакомых.
– А если знакомых нет, как искать?
– Главное понимать, что вы один, а фирм много. А у нас люди стеснительные, на первое предложения сразу соглашаются, вопросы не задают. А нужно смелее – звонить, звонить и писать. Русский язык знают не только в польских и литовских фирмах, но и в немецких, проверено. Предложений сейчас море. Конечно, в разговоре каждый будет рассказывать, какая фирма замечательная.
В разговоре Алексей советует выяснять пять основных моментов:
1. Условия работы, график. Устраивает ли он тебя, сколько длится каденция, сколько дома.
2. Естественно ЗП – суточная или за километраж. За что могут премировать, за что штрафовать.
3. Автопарк – чтобы был новый, обновленный, такой меньше ломается в дороге и меньше простаивает на ремонтах.
4. География поездок – для меня важно, что мы не пересекаем границы, чтобы не стоять в очередях и не оформлять все эти документы.
5. И важно, прислушиваться к отношению менеджера к вам: он заинтересован или он отвечает просто, потому что его работа обязывает ответить.
– Вам оплачивают суточно или за километраж?
– За километраж. Этот способ хорош для опытных водителей, которые хорошо знают Европу, умеют объезжать пробки. Для новичка, думаю, лучше посуточно. Но фирма может поставить условие, не менее 11 000 километров в месяц. Для автовозов такие пробеги, для других грузовиков, думаю, поменьше. Если не проезжаешь, могут вычесть из зарплаты. Если перевыполнил, обычно дают бонусы. Для меня километраж всегда был выгоден, но это лето аномальное, мало работы, я часто стою. Да, в Европе всегда спад в работе с середины июля до середины сентября, но в этом году, по сравнению с прошлыми, в 2 раза меньше работы.
– А у вас фирма штрафует?
– Да. Например за неэкономное вождение. Чтобы экономить, нам нужно ехать со скоростью 80-85 км/ч, чтобы расход топлива был оптимальным. Если не экономишь, то звонят и предупреждают, на второй раз вычитают из зарплаты 150-200 евро, а могут и сразу. Все водители это понимают, не обижаются. В компании 100+ грузовиков, каждый проезжает в день примерно 500 километров и если расход увеличиться примерно на 1 литр у каждого грузовика, то получается внушительная сумма, примерно 1000 евро в день. К слову, наша фирма обновляет автопарк, а новые грузовики заметно экономичнее.
– Немало высчитывают, не пробовали искать другую компанию?
– Общался с другими компаниями – у всех есть свои плюсы и минусы. У каждой фирмы свои правила и соответственно высчитывают тоже по разному. Взвешиваешь и оказывается, что и у меня хорошо. А мне заново привыкать к менеджеру, системе управления и стилю работы не хочется. И зарплата по автовозам примерно у всех одинаковая, выходит 130 евро в сутки. А теперь все говорят, что планируют поднимать, но как только мы опять вернемся к привычному объему работы. Увы, если работы не будет, то, конечно, может и упасть.
– Как у других водителей узнать, хорошая фирма или плохая?
– Водителей можно найти на Тик-Токе и в Ютубе, многие снимают видео, многие оставляют комментарии. Так можно связаться. Но смотрите какая штука. Незнакомый водитель всю правду не скажет. Во многих фирмах платят за то, что ты приводишь водителя, иногда до 500 евро. И вот вы звоните незнакомцу, что он выберет, заработать на вас или помочь? Тут как повезет. А если фирма не платит за новичка, то водитель будет делать акцент на негативах, особенно если фирма хорошая, чтобы не создавать конкуренцию водителей внутри фирмы. В нашей компании тоже есть премия за нового водителя, сумма около 300 евро, но после того, как новичок себя зарекомендует и фирма будет уверена, что он останется дальше работать.
"Отношение ценю больше, чем деньги"
Сергей уже пять лет работает на иностранного перевозчика. Он делится своим опытом.
– Решили идти в дальнобой? Рекомендую до получения категорий съездить в рейс с другом. Думаю теперь у каждого есть знакомый водитель-международники. Посмотрите, ваше ли это. По моим наблюдениям, 10-20% ребят не выдерживают, но продолжают ездить, пока не окупят вложения на обучение. Если ваше – все, полный вперед.
– Как вы нашли свою компанию?
– Отучился и пришел в белорусскую компанию, но меня не взяли, что опыта нет. Тогда стал искать знакомых и нашел, парни привели меня в польскую фирму, где сами работали и там как раз сказали "Давай, нам нужны". Слышал, что уже и наши стали брать без опыта, но раньше требовали стаж. А я попал в фирму, где было чуть более ста фур. Сегодня осталось 40, владелец уже пожилой мужчина, потихоньку распродает автопарк.
– За что цените свою компанию?
– В нашей фирме никогда не скажут нарушать режим, не будут гнать, вовремя платят зарплату. За пять лет мне ни разу не сказали "Что за водитель до Москвы не доедет". А полно фирм, где второй чип дают, вставляешь спички в глаза и едешь. Не так давно была ситуация возле Парижа. Мне оставалось около часа разрешенной езды, но ближе к французской столице уже не было паркингов, я заехал на последний и стал отдыхать, у нас такое разрешено. А вот рядом подъехал другой парень, остановился и ему сразу звонок: "У тебя 30 минут езды, продолжай". Он объяснял, что дальше парковку не найдет, а ему в ответ: "Станешь где-нибудь", ну он и поехал. В такой фирме могут платить больше, но для меня главное отношение. Моя фирма считается "средненькой", но мне нравится именно из-за отношения. Звали в другие, но не пошел.
Ищите фирму от 50 до 150 фур в автопарке
Максим работает водителем-международником уже почти 13 лет и сменил 4 компании.
– Первую фирму искал в Беларуси, но без опыта никто не брал, тогда сосед посоветовал польскую компанию, в которой сам и работал. Меня туда взяли, но зарплата не устраивала и через полгода я вообще ушел из дальнобоя. Однако через полтора года вернулся в эту профессию, как раз знакомый приметил какую-то фирму в Польше, мы вдвоем приехали, нас взяли и там я проработал еще полтора года. Все было хорошо, но мы повздорили с директором и я ушел. Обзвонил знакомых, послушал, кто где работает, выбрал лучшую фирму и пришел в отдел кадров. Меня взяли. В ней я проработал 9 лет, но отношение к водителям стало портиться и я перешел в свою нынешнюю компанию, буквально через забор. Работаю почти год, все отлично, – рассказывает Максим.
Наш собеседник говорит, что предложений на рынке хватает. Кидаться на первую попавшуюся не стоит. Он рекомендует встречаться лично с работодателем и выяснять ответы на пять вопросов.
1. График работы – некоторые без отдыха и по 2, и 3 месяца сидят, мне такое не подходит.
2. Уровень ЗП. Со старта сейчас 75 евро в сутки, это минимум. Соглашаться можно на 85-90, это нормально. К слову, вижу, что сейчас и в гродненских компаниях, кто ездит на Россию, ЗП растет. Даже сам подумываю.
3. Не должно быть вычетов за пережоги и прочих нелепых штрафов. У нас главное, чтобы ты вовремя загрузился и вовремя выгрузился. Все. Как едешь и где стоишь, уже не контролируют.
4. Не должно быть переработок. Часто вижу, что ребята ездят на пару часов в неделю больше, чем норма, им доплачивают, но мне такое не нравится.
5. В компании должно быть от 50 до 150 фур. Если меньше, то в кризис такие компании чаще без работы. Если больше, то в таких фирмах уже обычно начинается жесткий контроль твоего маршрута, паркингов, времени работы.
– Как найти водителей из этой фирмы, чтобы получить обратную связь?
– Когда приехал общаться с шефом, нужно пройтись по территории базы – скорее всего кто-то приехал или собирается в дорогу. Вот постоять, пообщаться. Но мне кажется, что сейчас у каждого есть знакомые дольнобойщики и через них лучше искать компанию.
Введите на Google-картах слово "logistics"
Евгений работает водителем-международником уже 3 года. Сменил две компании.
– Моя первая фирма из Гродно – нашел через родственников, они увидели объявление в интернете. Пришел, устроился, но денег много не платили, хватало только на то, чтобы собрать себя в рейс и уехать. Мы работали в экипаже, я набирался опыта. Научился водить грузовик как положено: до автоматизма научился парковаться боком и задним ходом. Через 4 месяца стал искать другую компанию, друг посоветовал фирму в Минске, где сам работал. Но меня не взяли, сказали отучиться на ADR и тогда приходить. Тогда этот же друг посоветовал литовскую фирму – и меня туда взяли.
– Уже как опытного водителя? У Вас же был опыт в 4 месяца.
– Меня все равно посадили в экипаж, но так я проездил 2 недели вместе 4, как обычно. А дальше стал работать сам и так тружусь в ней уже более двух лет.
– Как найти работодателей?
– Нужно на Google-картах открывать крупные города той страны, в которой вы бы хотели работать. Затем в поиске вводить слово "logistics" и тогда на картах появятся офисы логистических компаний. Их огромное количество, многим нужны водители. Звоните и спрашивайте.
Евгений рекомендует задать работодателю 6 основных вопросов перед трудоустройством:
1. ЗП – выплата ровно в срок, 1 или 2 раза в месяц, без задержек.
2. Имеются ли выплаты за пережог топливо, за невысокий уровень "эковождения", кто будет оплачивать расходы, если воришки на паркинге порежут тент, украдут товар или сольют топливо? Если вычеты есть, я бы не шел.
3. Соблюдается ли режим "труда и отдыха"?
4. Обеспечит ли фирма вид на жительство в той стране, где я буду работать – все необходимые страховки и так далее?
5. Как надолго заключается контракт и могу ли я по желанию уволиться в любое время?
6. Сохраняются ли у меня на руках архивные рабочие документы, необходимые впоследствии для получения пенсии?
Благодарим автошкола "Код 95 у Марка" за помощь в подготовке материала.