Проточку дисков некоторые компании подают чуть ли не как восстановление тормозов. Вернуть былую эффективность системе можно, оттянуть момент замены дисков – тоже, но об увеличении заложенного ресурса речи не идет.
От чего страдают диски
В тормозах трение является рабочим процессом: колодки плотно прижимаются к диску, и чем больше площадь контакта, тем выше эффективность системы. Но далеко не на каждом автомобиле диски имеют ровную и чистую поверхность: она может быть волнистой, на ней могут быть глубокие борозды, иногда рабочая часть диска оказывается значительно уже, чем должна быть. И причин тому множество.
Неправильно подобрали колодки, например, поставили более узкие – получили меньшую площадь контакта. То же происходит, если колодки перекашивает из-за подклинивающих направляющих или рабочего цилиндра: они соприкасаются с диском не всей поверхностью накладки, а только частично. Или бывает так, что одна колодка прижимается как надо, а вторая толком не работает.
Обычно описанные выше причины связаны с ненадлежащим обслуживанием тормозов. Но даже если за ними следить, всё равно нельзя гарантировать отсутствие проблем, рассказывает Автобизнес.
Так, в условиях повышенной влажности диски довольно быстро покрываются ржавчиной. Если машина постояла несколько дней, ржа легко снимается теми же колодками – достаточно нескольких хороших торможений. А если поездки редкие и короткие? А если машина простояла не пару дней, а несколько месяцев?
Еще одна проблема – попадание твердых частиц (камушков) между колодками и дисками. Именно они являются причиной появления тех самых глубоких борозд. Особенно высок риск в случаях, когда автомобиль часто ездит по гравийным и грунтовым дорогам. Хорошо, если явный звук укажет на проблему, но обычно водитель замечает лишь последствия.
Во всех описанных случаях замена поврежденных колодок ситуацию не исправит: новые быстро подточатся под текущую рабочую поверхность диска со всеми ее изъянами. При этом, как нетрудно догадаться, площадь контакта будет не такой, как должна быть «по заводу», а это и есть та самая эффективность тормозов. Про внешний вид дисков и посторонние звуки при работе даже не говорим.
Отдельная история – коробление дисков при их перегреве, особенно если после этого наступает «холодный душ», когда колесо попадет в лужу. Причины перегрева могут быть разными (постоянно прижатые колодки из-за подклинивающих направляющих / рабочих цилиндров, работа тормозной системы на пределе – на перегруженном автомобиле, в сложных дорожных условиях, при агрессивной манере вождения и т.д.), но их итог – искривление диска и характерные вибрации при торможении (передние тормоза будут передавать удары на руль, задние – на кузов).
Замена? Проточка!
Принципиальным и гарантированным решением проблемы является замена дисков и колодок (разумеется, с попутным обслуживанием суппортов, особенно если причина неравномерной очистки/износа дисков была в них). Но ведь оригинальные или качественные детали стоят недешево, а сейчас с ценами и наличием вопрос стоит особенно остро. К тому же обидно менять диски, которым, если бы не этот проклятый неравномерный износ, еще ходить и ходить. Вот в таких случаях люди и приходят к проточке, которая оказывается в разы дешевле замены деталей.
В зависимости от оборудования диски или снимают с автомобиля и обрабатывают на стационарном токарном станке, или же растачивают прямо на машине, без демонтажа – специальный инструмент устанавливается на ступицу. У каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы. В первом придется снимать диски, но ведь если дело дошло до тормозов, то механизмы всё равно неплохо бы обслужить. Во втором случае важно убедиться, чтобы был исправен ступичный подшипник, иначе качественно проточить «гуляющий» диск будет невозможно. Но ведь и ездить на гудящем подшипнике не дело.
Как бы то ни было, успешность работ зависит уровня оборудования и квалификации исполнителей. Здесь самое время заметить, что проточка должна выполняться с высокой точностью. Биение диска не должно превышать 0,05 мм. А чем меньше снимается металла в процессе проточки, тем больше остаточный ресурс диска. От этого во многом зависит целесообразность данной операции.
А есть ли смысл?
После проточки диск становится тоньше на 0,2-0,5 мм, а сколько до номинальной толщины (указывается на дисках и в мануалах) останется на выходе? Если диск уже отходил половину ресурса, а с него еще сняли прилично «мяса», надолго ли его хватит и стоит ли игра свеч? Мы не говорим про случаи, когда диски протачивают в процессе предпродажной подготовки, – там все способы по приданию товарного вида идут в ход. Но если делать «для себя», стоит ли этим заниматься?
Журналисты Автобизнеса задали вопрос нескольким мастерам. В целом все они сходятся на мысли о том, что если пострадал недавно установленный диск, который прошел совсем немного и у него еще большой остаточный ресурс, то его проточка имеет смысл. Особенно в случае с «заряженными» моделями, где качественные компоненты стоят приличных денег, и лучше «точить» оригинал, чем менять его на недорогой аналог.
Также несколько человек обратили внимание на то, что, кроме остаточной толщины меньше номинальной, избыточного биения даже после проточки и чрезмерной коррозии, есть еще одно противопоказание к применению пострадавших дисков – признаки их сильного перегрева (например, характерная «синева» на рабочей поверхности). Во всех этих случаях детали лучше отправить в утиль и не пожалеть денег на новые качественные запчасти. Ну а опытный исполнитель в состоянии оценить все риски и определить целесообразность проточки еще до того, как за нее взяться.