| av.by
| av.by

Белорусы переехали жить в Польшу и рассказали о своих тратах на автомобили

Многие белорусы, переехавшие в Польшу, отправились туда на личных автомобилях. Гродненцы, которые сменили белорусскую прописку на польскую, рассказали, в какую сумму обходится им обслуживание авто в соседней стране.

Михаил работает в IT-компании. Из Гродно в польский Белосток мужчина переехал в феврале прошлого года. Вместе с семьёй место жительства поменял и автомобиль Haval F7, рассказывает av.by.

Китайский кроссовер был приобретён Михаилом в лизинг. Цена машины на момент покупки — 30 000 долларов. За год белорусскому айтишнику удалось выплатить эту сумму полностью.

Фото носит иллюстративный характер

Однако на момент переезда полноправным и единственным хозяином Haval мужчина являлся меньше месяца. Из-за чего формально не может пока поставить свой автомобиль на польский учёт. Говорит, для этого надо выложить из кармана кругленькую сумму — около 30% от цены авто!

— Углублённо не изучал, сколько на самом деле стоит эта процедура. Но в Польше есть такое понятие, как имущество переселенца (mienie przesiedleńcze). Чтобы воспользоваться данной льготой и ничего не платить (только за документы просят 1 000 злотых), необходимо быть владельцем имущества минимум год. В Беларуси собственником Haval выступала лизинговая компания, а я числился хозяином всего лишь месяц. Поэтому под эту льготу не подпадаю. 

— Уже общался с полицией по данному поводу?

— Вообще, я должен был в течение полугода и поменять водительские права, и машину поставить на польские номера. Но меня ещё никогда не останавливали сотрудники дорожного патруля, хотя не раз проезжал мимо полицейского с камерой в руках. В Белостоке можно ездить на скорости 50 километров в час. Я обычно держу 60 км/ч. Поляки — ещё больше. Субъективно — на такое превышение скорости здесь никто внимания не обращает. Видимо, из-за штрафа в 50 злотых не хотят возиться с бумажками особо.

— Приходилось уже обслуживать автомобиль на местных СТО?

— Да, я проходил здесь техническое обслуживание. По сути, оно ничем не отличается от того, как это происходит в Беларуси. Приезжаешь на СТО. Сотрудники проводят диагностику автомобиля, меняют моторное масло, все фильтры. За такое ТО я заплатил 800 злотых (около 200 долларов). К слову, помню, что за первое обслуживание у белорусского официального дилера в 2022 году я отдал 600 рублей… То есть больше 200 долларов по тогдашнему курсу! Но я всё равно считаю: в Польше переплатил. Те же фильтры и масло можно приобрести самостоятельно в магазине. Сел, подсчитал... Ушло бы 300 злотых! Правда, тогда не было времени во всём этом разбираться.

— Что можешь рассказать про местный шиномонтаж? 

— Весной я здесь «переобувался» у так называемых официалов. В Белосток приехал со своим комплектом шин. Покупать новые не пришлось. Снятие, установка и балансировка плюс хранение зимней резины R19 обошлись в 400 злотых (около 100 долларов).

— А где поляки чаще обслуживают автомобили: на станции дилера или обычных СТО?

— Не скажу, что все пользуются услугами СТО. Многие хотят сэкономить — и делают это. Но здесь я не видел таких вот типичных гаражников, как в Беларуси… В Польше обычно нечто похожее — это большой просторный бокс, а то и два-три совмещённых.

— Техосмотр проходил уже?

— Нет, я на польских номерах же езжу! Из таких документов у меня есть только страховка (речь идёт об обязательном полисе OC. — Прим. авт.). Её стоимость зависит от стажа вождения и года машины. Чем меньше стаж — тем дороже страховка. На прошлой неделе я оформлял, так получилось 930 злотых за год.

— Как поляки относятся к китайским машинам? Встречал ли Haval в Белостоке?

— Лично я Haval не встречал. Пару раз местные подходили на парковке и расспрашивали, что это за монстр такой! Здесь подобные модели никому не известны. Но если понадобится ремонт, проблем, думаю, не будет. По ходовой части так точно! Ведь Haval — это, по сути, Toyota. А вот с кузовщиной вроде крыла или бампера беда! В случае чего придётся заказывать или из России, или из Беларуси. Здесь я точно ничего не найду. Как, собственно, и на Geely.

— Бензин в Польше дорогой! Сколько денег уходит на топливо?

— Много я не езжу. Даже когда жил в Гродно, целого бака (55 л) мне хватало на месяц. Маршрут такой: из дома до работы, попутно завожу ребёнка в школу и обратно. Ну ещё по магазинам иногда можем проехаться, на выходные куда-нибудь выбраться. В Польше литр 95-го бензина стоит примерно 6 злотых, полный бак обходится в 230. Иногда требуется дозаправлять. В среднем в месяц уходит около 300 злотых на бензин. Причём 2-литровый мотор у Haval прожорливый! По бортовому компьютеру расход 15 литров на «сотню» получается. 

Отдельную статью затрат тянут и парковки. Бесплатные здесь, конечно, есть. Но если хочешь оставить машину около торгового центра или вблизи административного здания — придётся платить! В среднем — 1,5 злотого в час.

— В целом какой-то ощутимой разницы в стоимости обслуживания автомобиля я не заметил. Если что-то и дороже, чем в Беларуси (например, топливо), то эти расходы легко перекрывает европейская зарплата, которая стала выше, — говорит гродненский айтишник. 

«На Opel страховка стоила 90 евро за год, на BMW — €140»

Доминика живёт в Польше уже три года. За это время девушка сменила три автомобиля. В соседнюю европейскую страну из Беларуси она приехала на Subaru. Японский седан был зарегистрирован в РБ, здесь же и обслуживался. Из польских расходов — только страховка.


Небольшая СТО в Польше. Фото из личного архива Доминики

 Чуть позже девушка решила распрощаться с автомобилем и купить уже что-то на территории Польши.

— Самое рациональное решение — приобрести машину здесь! Банально из-за того, что цены на подержанные иномарки намного ниже, а состояние авто куда лучше. Искала в основном на специализированных сайтах. На мой взгляд, удобнее всего olx.pl. Услугами подборщика не пользовалась: первый автомобиль помог выбрать напарник с работы, второй самостоятельно осматривала.

Выбирала вариант из бюджетных моделей и остановилась на «Опеле». Astra в универсале 2005 года с 1,6-литровым бензиновым двигателем купила за 2 000 долларов. На тот момент это было ближе к верхней цене по рынку, но состояние иномарки подкупило: кузов оказался в родной краске, салон — в хорошем состоянии, ну и пробег — 181 тыс. км. 

На этой машине Доминика проездила практически два года. За время владения случился важный плановый ремонт: замены потребовали ремень ГРМ, ролики и свечи. Работа и запчасти обошлись примерно в 350 евро. В остальном — традиционные расходники (замена масла, фильтров, новые шины). Иномарка, кстати, была изначально на немецких номерах, её растаможивали под РП. По словам девушки, это стоило около 70 евро.

— Никаких дополнительных платежей для иностранцев нет, нужен только актуальный документ пребывания — визы уже достаточно. При оформлении авто здесь не надо ехать на специализированную площадку с инспектором для досмотра и сверки VIN. Между продавцом и покупателем подписывается договор купли-продажи у капота. Его можно распечатать самостоятельно, скачав из интернета. Далее покупатель с этим договором и номерами идёт оформлять автомобиль в местный «ужонд»: всё делают в одном окошке, оплата взимается на месте, новые номера выдаются сразу же. На всё про всё уходит минут 15—20!

В феврале этого года Доминика поменяла Opel на дизельный BMW 520 2014 года выпуска. Девятилетний баварский универсал обошёлся девушке в 12 000 евро.

— За растаможку заплатила €330, за страховку и постановку на учёт — ещё около 30 евро, — вспоминает гродненка. — Сразу же обслужила BMW на местной СТО. В плане стоимости процедур Opel был, конечно, намного дешевле. Так, замена масла и фильтров в нём стоила 80 евро, то же самое у БМВ — уже €200! Больше в автомобиле пока ничего не делала.

— Страховку на авто покупаю на год. Не могу сказать точно, от чего она зависит. Возможно, для некоторых марок дороже ввиду того, что ремонт и обслуживание этих машин тоже тянут больше денег. К примеру, на Opel страховка стоила мне 90 евро за год, на BMW — уже €140. Расход топлива в указанных автомобилях небольшой. Получается около 8 литров на 100 км. За месяц проезжаю немного, на заправку трачу не более 60 евро. Про штрафы, к счастью, ничего не могу сказать: не попадалась! Но от знакомых слышала, что машины на белорусских номерах не фиксируются различными камерами (превышение скорости, парковка и т. д.). Правда, это не подтверждённая официально информация. И принимать её всерьёз не стоит! — добавила белоруска.

Хотите рассказать свою историю? Пишите!
Ремонт и проверка форсунок в Гродно  Ремонт и проверка форсунок в Гродно
  "КристаллТрансСервис"
  Гродно, Индурское шоссе, 17
  +375 (29) 665-00-72
С сегодняшнего дня и до воскресенья в целях профилактики, а также снижения тяжести последствий дорожно-транспортных прои...
Сегодня, 8 декабря, в 11:30 21-летний водитель автомобиля AUDI двигался со стороны города Минска по трассе М-6 «Минск-Гр...
С таким предложением выступила ассоциация «Российские автомобильные дилеры», которая готовит новый законопроект об ответ...
Если велосипед не пристегнут, это не значит, что он ждет тебя. Кажется, все это понимают. Но не житель Островецкого райо...
Соглашение о взаимной отмене виз подписали главы правительств Беларуси и Вьетнама – теперь белорусам будет проще попасть...

В стране с 5 декабря введен запрет на ввоз и продажу 3-х видов низкозамерзающих стеклоомывающих жидкостей.

В четверг, 7 декабря, сотрудники Госавтоинспекции совместно с представителями Транспортной инспекции и Следственного ком...
Публикуем письмо читательницы АвтоГродно: "Около 8 часов утра в среду я выехала из Гродно в Слоним за рулем автомобиля. ...
Следите за нами в соцсетях