Каждый автомобиль перед покупкой нужно проверять и тестировать. Электромобили – не исключение. Но как? На что обращать внимание? Опытный автоподборщик Сергей составил подробную инструкцию для читателей АвтоГродно.
Эта инструкция написана на примере реального опыта. Мужчина из города Горки Могилевской области приметил в продаже в Гродно Nissan Leaf 1 поколения 2012 года выпуска.
Он приехал в Гродно и вместе с Сергеем стал осматривать электромобиль. Далее текст Сергея.
Nissan Leaf на площадке гродненского автокомиса:
Этап 1 – Внешний осмотр
Электромобиль это такое же транспортное средство, как и автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Поэтому особое внимание уделяем кузову. Во-первых, как основному элементу вашей безопасности, во-вторых, как одной из самых дорогостоящих в ремонте частей автомобиля. "Вооружаемся" толщиномером:
– замеряем толщину лакокрасочного покрытия (ЛКП),
– ищем следы ДТП или их отсутствие,
– смотрим зазоры,
– смотрим качество и состояние ЛКП,
– ищем следы съема навесных элементов,
– сверяем маркировки стекол, фар, петель, пластиковых элементов.
![]() |
![]() |
Обязательно уделяем внимание состоянию колес, шин, тормозных дисков, по возможности, остатку тормозных колодок.
Если состояние кузова вас не устраивает, то и нет смысла продолжать осмотр.
То же самое касается салона электромобиля. Его состояние – полное отражение пробега и отношения к б/у автомобилю.
Опять же, совет, обращайте внимание на мелочи: состояние сидений, руля, кнопок, ручек, ремней безопасности и т.д. Вряд ли вы собираетесь эксплуатировать автомобиль с «убитым» салоном.
Этап 2 – Проверка потребителей
Здесь есть несколько нюансов:
– 12 Вольтовая аккумуляторная батарея (некоторые современные электромобили уже не комплектуются 12 В АКБ, но на вторичном рынке в РБ сейчас встречаются только те, что с батареей). Итак, помимо питания салонных потребителей, 12В АКБ еще питает все блоки управления (ЭБУ), то есть все системы управления электромобилем. Заряжается АКБ от высоковольтной батареи посредством помощи инвертора (в некоторых иностранных источниках конвертор). От состояния 12В батареи полностью зависит четкость работы всей системы управления и ее неисправность может привести вплоть до отказа электромобиля. 12 В батареи электромобилей обычно небольшого размера и выходят из строя на порядок чаще, чем АКБ автомобилей с ДВС.
– Кондиционер и обогреватель. Чтобы запустить горячий воздух, необходимо включить подогреватель. Чтобы остудить салон – необходимо включить кондиционер. Проверка этих потребителей крайне важна, так как напрямую влияет на комфорт. Во многих электромобилях подобные элементы включаются автоматически, но в нашем примере необходимо отдельно запустить каждый из них.
Это кнопки слева на центральной консоли – «Heat» и «A/C»
В остальном процесс проверки систем комфорта не отличается от проверки обычного автомобиля, но, помните, каждая мелочь имеет значение.
Этап 3 – Проверка высоковольтной батареи
Итак, состояние высоковольтной батареи б/у электромобиля можно оценить несколькими эффективными способами, не прибегая к сложной диагностике.
Существует условный параметр оценки состояния высоковольтной батареи – степень жизни (State of Health или SOH). Этот параметр показывает остаток емкости высоковольтной батареи относительно новой. Уменьшение величины этого параметра указывает на уменьшение запаса хода, а также электрической энергии, которую батарея способна отдать и, соответственно, принять.
– Чтобы определить степень деградации высоковольтной батареи необходимо посмотреть запас хода и степень заряда батареи (обычно отображается на приборной панели). Условно приняв, что степень заряда и остаток запаса хода имеют между собой линейную зависимость, делим запас хода на степень заряда в долях и получаем максимальный запас хода. Отношение актуального максимального запаса хода к заводскому покажет вам степень жизни батареи.
– Второй способ проверки производится с помощью зарядного устройства. Необходимо определить, сколько киловаттчасов «влазит» в высоковольтную батарею и посмотреть на сколько увеличится запас хода. Далее, путем несложных математических вычислений, можно посчитать сколько энергии батарея может накопить и, разделив этот показатель на общую заводскую емкость батареи, получить степень ее жизни.
Здесь есть очень условный и важный момент – по мере деградации, высоковольтная батарея способна отдавать всё меньше и меньше энергии, а значит и скоростные характеристики электромобиля (в основном ускорение) будут снижаться.
Этап 4 – Компьютерная диагностика
Все электромобили оснащены диагностическими разъемами и вполне хорошо «читаются». Помимо определения оригинальности пробега, чтения ошибок по блокам управления, можно просмотреть ряд важных параметров в управлении батареи, а именно:
– балансировка ячеек высоковольтной батареи;
– степень заряда и жизни высоковольтной батареи;
– температура пакетов высоковольтной батареи;
– количество и время медленных и быстрых зарядок;
– ошибки батареи, инвертора, электродвигателя и т.д.
Компьютерную диагностику можно провести на специализированных СТО и прибегнув к помощи специалистов из автоподбора. Если решите самостоятельно, поищите "коридор" допустимых значений на специализированных форумах по нужному электромобилю.
Этап 5 – Тест-драйв
Очень важный этап проверки, поскольку, помимо оценки скоростных качеств электромобиля, проверяем еще процесс рекуперации энергии. Простыми словами рекуперация – это процесс возврата энергии в батарею во время движения «накатом» и торможения. Всё просто, ускоряемся – тратим энергию, тормозим – восполняем. На селекторе переключения режимов движения также можно выбрать режимы рекуперации. При максимальном режиме рекуперации энергии электромобиль «старается» минимально ее тратить и максимально восполнять. Уровень рекуперации при торможении также отображается на приборной панели.
При таком виде рекуперации во время тест-драйва Nissan Leaf мы проехали 7 км, а потратили 2 км запаса хода (в городском цикле движения у электромобиля расход меньше).
Этап 6 – Проверка процесса зарядки
Любой электромобиль оснащен портом для зарядки, в некоторых есть целых два. Хорошо, когда есть возможность проверить оба. В данном случае нам удалось проверить быструю зарядку электромобиля через разъем типа CHAdeMO. Основное, что нас интересует, это мощность зарядки нашего электромобиля, которая указывается через приложение «Маланка».
![]() |
![]() |
Этап 7 – Проверка электромобиля на СТО
Начинаем с подвески. Подвеска электромобиля не отличается от подвески автомобиля с ДВС – проверяем.
Электродвигатель и приводные колеса связаны между собой некоторыми элементами трансмиссии (редуктор, приводные валы, шарниры) – проверяем.
Батарея находится снизу автомобиля, обязательно смотрим целостность защитного пластика.
Также проверяем состояние тормозной системы.
Этап 8 – Юридическая проверка и проверка по базам
Не забываем про этот важный этап проверки автомобиля. Наличие залогов, арестов и прочих ограничений могут повлиять на решение о покупке. Отчет по электронным базам даст возможность уточнить пробег, обслуживание, наличие ДТП, характер повреждений или их отсутствие.
Резюме
Насколько вы успели заметить, проверка электромобиля на 80 % соответствует проверке обычного автомобиля, но есть некоторые нюансы, которые однозначно стоит учитывать.
Также необходимо быть готовым к особенностям эксплуатации электромобиля, ведь придется планировать свои поездки, зарядки и т.д.
540 километров на Nissan Leaf
– Итак, мужчине понравился гродненский Nissan Leaf и он отправился на нем домой. Яндекс.Карты показывают, что мужчине пришлось проехать минимум 540 километров. Как он доехал? – интересуемся у Сергея.
– Мы были на связи, мужчина добрался хорошо. Правда, пришлось сделать 7 зарядок по пути в Горки. Да, это трата времени, но цена зарядок вполне оправдывает покупку электромобиля.
За помощь в подготовке материала благодарим Cardiag.
(с) АвтоГродно
// Перепечатка материала и его фрагментов с разрешения редакции
В Белорусской автомобильной ассоциации поделились статистикой продаж автомобилей в Беларуси за январь этого года.
Стали известны даты, когда соглашения между странами канут в Лету.