В интернете появилась карта всех автодорог мира. Огромная карта с кучей разных статистических данных.
Беларусь, конечно, тоже присутствует, и Blizko.by принялся рассматривать новинку и проверять приведенные данные. Спойлер: на фоне соседей мы очень классно выглядим!
На сайте Visual Capitalist, где публикуется разная инфографика, выложили большую карту. Называется она просто: «Все дороги мира». Разработал эту крутую визуализацию Адам Саймингтон, который также ведет и наполняет сайт с различными картами PythonMaps.
Причем это не просто карта с полосками дорог, а и большая база данных по километражу того или иного типа дорог в разных странах.
Что с дорогами во всем мире?
Всего в перечне 222 страны и территории. По каждой приведена, где возможно, полная статистика: общая протяженность дорог в стране и отдельно – километраж по разным типам.
Скоро доберемся до Беларуси, а пока немного о мировых дорожных лидерах.
Все дороги, согласно классификации ООН, поделены на 4 вида.
- Главные дороги: скоростные хайвеи и просто главные дороги между городами, многополосные, с ограниченными возможностями заехать и съехать.
- Второстепенные дороги: с твердым покрытием, большим трафиком, которые связывают ближайшие города.
- Третьестепенные дороги: с твердым покрытием или без него внутри административных единиц.
- Прочие дороги: все остальные менее значимые дороги.
Первый род на карте обозначен белым цветом, второй – желтым, третий и четвертый – красным.
Соответственно, чем более белой выглядит страна на карте, тем больше в ней скоростных магистралей, а если страна сплошь желтая и скатывается в красный – значит, с хайвеями в ней неважно, а большинство дорог локальные и невысокого качества.
На первом месте по протяженности дорог – США: всего 3.097.278 километров, или 14,34% от протяженности всех дорог мира. На втором месте – Китай (1.709.997 километров, или 4,87%), на третьем – Индия (1.052.718 километров, или 4,87%).
Общая протяженность всех дорог мира оценивается сервисом в 21.600.760 километров. И на первую десятку стран (США, Китай, Индия, Мексика, Аргентина, Бразилия, Россия, Австралия, Германия, Франция) приходится 10.315.223 километра, или 47,75%.
В конце списка находятся заморские зависимые территории: на последнем, 222–м месте, – остров Норфолк (внешняя территория Австралии, всего 10 км автодорог), далее остров Рождества (тоже внешняя территория Австралии, 12 км дорог), Бермуды (заморская территория Великобритании, 14 км). Из независимых государств меньше всего у тихоокеанской Республики Палау (18 километров).
Отдельно составители карты выделяют страны с наибольшим количеством хайвеев. И здесь лидер меняется. На первое место выходит Китай (683.248 километров, или 40% от всех дорог в стране), на втором оказываются США (366.800 километров, или 12%), на третьем – Мексика (105.822 километра, или 14% от всех дорог).
А что Беларусь?
Сервис утверждает, что Беларусь находится на 53 месте: у нас 80.824 километра автодорог, или 0,37% от общемировой протяженности.
Что касается разделения по типам, то тут картина такая: главных дорог – 17.720 километров, второстепенных – 29.644 километра, третьестепенных – 30.928 километров, прочих – 2.532 километра.
Очевидно, в случае Беларуси к главным дорогам отнесены не только хайвеи: в нашей стране, как известно, скоростных автомагистралей нет, есть лишь трасса М1/Е–30, более-менее приравненная к автострадам, длина ее – 610 километров. Остальные 17 тысяч километров – это, получается, республиканские дороги Р-класса.
И это деление отчетливо видно на карте. Беларусь выглядит бело-желтой, красный цвет почти не просвечивается. Это означает, что плотность дорог хорошего качества у нас довольно высокая. Даже если взять только дороги белого цвета (главные дороги), то в абсолютных цифрах таких дорог у нас больше, чем в Греции (там 11.533 километра), Австрии (13.414 километров), Финляндии (там 14.847 километров), Украине (16.342 километра), Румынии (17.127 километров), Ирландии (17.540) и лишь немногим меньше, чем в Польше (20.432 километра) и Швеции (20.562 километра).
Эти главные дороги составляют у нас 22% от общего километража – это больше, чем аналогичный процент во Франции (14%), США (12%), Германии и Австралии (по 11%).
Украина на карте выглядит почти полностью красной: автомагистралей относительно немного, а местных дорожек, наоборот, очень много. В европейской части России – почти сплошь желтый цвет: много дорог среднего класса и мало хороших скоростных дорог. Польша и Литва выглядят похожими на Беларусь, но у нас плотность белых дорог выше. Пожалуй, больше всего на Беларусь на карте похожа Латвия: плотный, насыщенный бело-желтый цвет.
Конечно, есть на карте и странные аномалии. Например, Калининградская область, а также восток Псковской и Ленинградской областей России – здесь желтого цвета практически нет, что говорит о превалировании дорог высокого качества, – и это выглядит сомнительным.
А официальные данные что говорят?
Создатель карты Адам Саймингтон говорит, что брал информацию из базы данных GRIP, которая, в свою очередь, наполняется из правительственных источников, исследовательских проектов, НГО и краудсорсинговых инициатив.
Но можно заметить, что эти данные слегка отличаются от официальных данных – по крайней мере, белорусских. А они говорят вот что.
Министерство транспорта утверждает: по состоянию на 1 января 2022 года сеть автомобильных дорог общего пользования составляет 86.629 километров. При этом к республиканским автомобильным дорогам (М- и Р-класса) относится 15.932 километра, к местным автомобильным дорогам (Н-класса) – 70.697 километров.
У унитарного предприятия «Белдорцентр» более свежая информация. По данным на 1 января 2023 года протяженность сети автомобильных дорог общего пользования составляет 86.635 км, в том числе 15.928 км – республиканских и 70.707 км – местных дорог. На дорогах эксплуатируется 5.240 мостовых сооружений общей длиной 185,7 км. Плотность сети автомобильных дорог общего пользования составляет 417,299 км на 1.000 кв. км территории.
Даже если сравнить эти цифры с разницей в год, видно, что протяженность дорог слегка уменьшилась. А вот, например, данные по состоянию на апрель 2021 года: дороги общего пользования – 87.002 километра, в том числе республиканских дорог – 15.926 километров, местных – 71.076 километров. Из общей протяженности дорог твердое покрытие имеют 75.567 километров (86,9%), в том числе усовершенствованное покрытие (асфальтобетонное и цементобетонное) – 49.041 километр (56,4%). На дорогах имеются 5.298 мостов и путепроводов общей протяженностью 187 километров.
Получается, за неполные два года из отчетности куда-то пропали 367 километров дорог и 58 мостов общей длиной 1,3 километра.
В любом случае, свежая официальная статистика превышает данные с этой карты дорог почти на 6 тысяч километров.
Какие еще интересные карты дорог Беларуси можно посмотреть?
Помимо всем известных онлайн-карт от Яндекс/Google/OSM/2Gis в сети можно найти еще несколько интересных и полезных карт с дорогами Беларуси. Про них знают далеко не все автомобилисты, а зря. Исправляем ситуацию!
Например, у «Белдорцентра» есть оперативно обновляемая карта ремонтов на автодорогах. Здесь можно узнать даты, когда вводятся ограничения, и действующий скоростной режим.
Другая полезная карта – погодные условия на трассах. Всего по стране 125 датчиков с подробной информацией: температура воздуха, температура самой дороги, влажность, направление и скорость ветра, видимость, состояние дорожного полотна, – такую карту очень полезно порассматривать перед поездкой за город. Раньше еще фотографии дорог открывались, но сейчас они почему-то недоступны.
А на этой странице приведена онлайн-карта платных автодорог Беларуси и участков, где можно получить бортовое устройство для оплаты проезда.
Вчера мы рассказывали о ситуации, которая произошла на улице Дзержинского 30 сентября.
В Беларуси скорректирована единая программа повышения квалификации водителей категории В.
Реестр опасной продукции пополнила очередная омывайка. Речь о жидкости стеклоомывающей низкозамерзающей Arctic Panther.
2100 светильников заменили в Гродно с начала этого года.