| Onlíner Борис Самкович
| Onlíner Борис Самкович

Белорус полгода занимался ремонтом автомобилей в Африке: "Наши мастера тут в большом почете"

В Африке хорошо знакомы с белорусской сельхозтехникой, поставки которой в этот регион с каждым годом растут. Однако ценят там не только наши тракторы и комбайны, но и специалистов, мастеров-ремонтников.

Об одном из них рассказал Onlíner. Минчанин Петр Кондратенко отправился в Того ремонтировать крупногабаритную технику.

Журналисты поговорили с ним об особенностях работы, ценах на запчасти и бензин, о местной ГАИ и многом другом.

— Как вы оказались в Того?

— Согласен, выбор экзотический, но весьма комфортный в плане климата. Из Беларуси я уезжал в самом начале осени, а вернулся в конце зимы. Можно сказать, что лето у меня не заканчивалось, да еще и провел его на берегу океана. А занимались мы тут обслуживанием и ремонтом различной техники. Речь, в частности, о тракторах, грузовиках, автобусах, погрузчиках, грейдерах и так далее.

bel rem afr 01 min

Того — развивающаяся аграрная страна. Тут строят много дорог и очень сильно развито сельское хозяйство. Соответственно, используется достаточно много техники. А обслуживать и ремонтировать ее мало кто умеет. С образованием тут тоже беда. В «Википедии», например, написано, что грамотных всего 75% мужчин и 47% женщин. Бывает, продавцы даже цену сказать не могут: показывают суммы на калькуляторе или при помощи денежных купюр.

До нашей бригады тут работали французы (до 1960 года Того была французской колонией. — Прим. Onlíner), но у них совсем другой подход к ремонту, который обходится работодателю значительно дороже. Они не ремонтируют узлы и агрегаты, а просто ставят новые детали. К примеру, сломался стартер. Его можно разобрать и глянуть, в чем дело. Возможно, проблема в подшипнике или электрическом реле. Французы же просто будут ставить новый стартер. Если, конечно, он есть в наличии. Если нету, то его будут заказывать, а пока будет осуществляться доставка, условный трактор будет простаивать. Мы же умеем именно ремонтировать, а не менять запчасти местами. Такой подход более экономичный и быстрый. Поэтому наш труд ценят и с нами хотят работать. К слову, это уже не первый мой визит в Африку.

bel rem afr 02 min

— Вы говорите, что строится много дорог. Но мы привыкли к тому, что Африка — это слоны со львами и босоногие детишки. Стереотипы?

— Абсолютно. Тут изменилось многое. Хоть Того уже более 60 лет не является колонией Франции, тесные связи с Европой сохранились. Это выражается и в архитектуре, и в дорогах, и в автомобилях, на которых здесь ездят.

— Большинство машин из Франции?

— Не сказал бы. Основной поток приезжает из Европы. Но это не новые автомобили, и даже не вторые руки. Зачастую — с достаточно большими пробегами и выжатыми из них еще в ЕС соками. Среди таких машин в большом почете марка Toyota. Но встречаются и свежие модели. Ситуация с легковушками — как у нас в 90-е годы: есть дилеры, которые торгуют новыми автомобилями, но большинство людей ездят на хламе из Западной Европы. Опять же, сказываются вопросы с обслуживанием. Кто будет ремонтировать новую современную машину, если без профессиональных знаний и компьютера сделать это невозможно? Да, у дилеров есть свои СТО, но цены там космические по местным меркам. Другой менталитет — хотят «срубить» максимум здесь и сейчас. А 20-летний, простой в плане конструкции автомобиль можно ремонтировать при помощи мотка проволоки и плоскогубцев.

Помимо машин в Того очень много мотоциклов. Они везде. Японских байков откровенно мало, и если встречаются, то старые, из прошлого века. Популярностью пользуются обычные китайские одноцилиндровые «стодвадцатьпятки» с воздушным охлаждением. Причем мотоцикл можно заказать даже в службе такси.

— Какие они, водители в Того?

— Мягко говоря, со своими особенностями. К примеру, считается нормальным выехать на встречку на дороге с разделительным ограждением, если это будет кратчайший путь к ближайшему разрыву: одной рукой держишься за руль, а другой машешь из окна яркой тряпкой, чтобы тебя заметили.

Мотоциклисты поголовно в шлемах. Да, со смартфонами в руке, но в шлемах. А вот пассажиры — без. И это не из-за того, что друга не жалко, а потому, что это вовсе и не друг, а пассажир, которого подвозят за деньги.

Наш переводчик сразу предупредил, что на дорогах опасно, чтобы мы не выезжали, так как можем не понять их манер и неписаных правил. Да и наше водительское удостоверение в Того не признают. Хотя иногда за руль я все же садился.

— И какое отношение ко всему этому хаосу со стороны местной ГАИ?

— Местные инспекторы чувствуют себя там хорошо. У них популярны своеобразные рейды — народ называет это «выход за зарплатой». Тормозят сразу очень много транспорта и проверяют документы. Если все в порядке, то едешь дальше. Если есть проблемы, то платишь штраф. Видел, как в кузове грузовика увозили на штрафную стоянку десятки мотоциклов. Коррупция есть, но суммы назвать не смогу, так как прямого взаимодействия у меня с инспекторами не было. Ну а в целом их работа заметна, особенно на перекрестках в часы пик, когда собираются большие пробки.

Одним из условий контракта Петра была возможность взять с собой в Африку жену Елену

— Такси ловят «от борта» или есть агрегаторы вроде наших?

— Есть приложение Gozem. Все как у нас: маршрут, выбор автомобиля, стоимость. Машины делятся на два типа — с кондиционером и без. А еще, как я уже говорил, можно заказать мотоцикл и моторикшу.

Цены примерно такие же, как в Минске, хотя топливо и запчасти там дороже. Мы часто заказывали машину в субботу для поездки на рынок за продуктами. Стоимость 6-километрового маршрута составляла 2500 местных франков, то есть примерно 10 наших рублей.

— А общественный транспорт есть?

— Да, причем хорошо развит. Правда, это только автобусы, но все очень достойно: остановочные пункты, расписание движения, состояние техники. Трудятся в основном две марки — немецкий MAN и наш МАЗ, адаптированный под африканский рынок. Работают две компании: одна занимается городскими перевозками, другая — междугородними. А вот маршруток нет совсем. И это особенность именно Того. К примеру, в Зимбабве только на маршрутках и ездят.

— В Того можно заработать ремонтируя автомобильную технику?

— По меркам Африки оплата весьма достойная, жаловаться не приходилось. Плюс работодатель обеспечивал нас бесплатным жильем.

А вот питание уже за свой счет. Обед в столовой обходился примерно в 2—3 доллара, ужин на двоих в хорошем ресторане стоил около 20. В магазинах цены на продукты разные. Если говорить про фрукты и овощи местного происхождения, то это копейки. Ну а молочные продукты и мясо уже по нашим ценам.

Путь домой занял около 40 часов: из Того в Турцию, а из Турции в Минск

В ночь с четверга на пятницу (с 00:00 часов 1 марта) Литва полностью закроет для движения два пункта пропуска на границе...
Мужчина в Минске не закрыл свой припаркованный автомобиль, и в итоге тот оказался продан. По данному факту возбуждено уг...
Польская пограничная служба подписала контракты на установку средств электронной охраны вдоль границы Беларуси по рекам ...
В Европу начинают поступать дешевые китайские электромобили и это большая угроза европейским производителям. Генеральный...
Изъятия транспорта у перевозчиков в РБ продолжаются. За 2023 году у перевозчиков, допускавших при работе нарушения, было...
Японцы – известные любители автомобилей и авторы тенденций, которые потом нашли популярность по всему миру. Обычно они к...
В прошедший четверг литовские пограничники во время патрулирования заметили в лесу вблизи границы с Беларусью сверт...
Будущий микрорайон на Весенней в Гродно станет одним из самых красивых и современных кварталов города. Разговоры о его с...
Следите за нами в соцсетях