Дарья и Валерий — молодая семейная пара из Гродно. Они решили обзавестись своим первым автомобилем (пусть и стареньким), на котором смогут передвигаться по городу и изредка выезжать за его пределы.
Водительские права у обоих супругов появились совсем недавно. Соответственно, опыта управления транспортом у молодых людей нет.
Как, собственно, и большого бюджета для автомобиля. Ценовой порог — 2 500 долларов.
Поэтому требований к «железному первенцу» у гродненской четы немного: главное, чтобы автомобиль был на ходу, не страдал прожорливостью и имел вместительный багажник.
То есть пятидверный хетчбэк — вариант идеальный! Но как там у них с состоянием?
— В Гродно найти машину в данном ценовом сегменте — крайне сложно. Здесь проще отыскать «свежачок» из Европы, учитывая близость с границей, — такими словами встречает нас специалист с факультета инновационных технологий машиностроения Гродненского государственного университета и автоэксперт CarDiag.by Сергей Исаков.
Но вместе с журналистами av.by постарались поймать удачу за хвост, а заодно изучили в регионе вторичный рынок очень бюджетных автомобилей. Что из этого получилось — читайте в репортаже.
Для начала Сергей сбросил список экземпляров, которые можно рассмотреть с учётом ценовой планки героев материала.
Из перечня сразу вычеркнули авто из Гродненской области: поездка к ним только увеличит расходы, а бюджет и так весьма ограничен. Вслед за ними отправляем и универсалы. Дарья хочет компактную машину. Наверняка это страх всех начинающих автомобилистов: чем крупнее техника, тем больше проблем при парковке.
Погода в первый день подбора добавила «изюминки» в поиски нужного варианта. Изморозь и прилично минусовая температура напрочь приморозили дверцы даже у 4-летней машины журналистов. А что уж говорить про 25-летние, с которыми предстояло познакомиться в тот день!
Renault Megane (1.6 бензин, 1996 год, МКПП, 1 999 долларов): «Её красная цена — $1 000»
Старенький «француз» ждал на парковке одного из гродненских «комисов». 27-летний «Рено Меган» был покрыт белым инеем и узорчатыми снежинками, что придавало ему некой нарядности и даже симпатичности. Но только поначалу:
— Понятно, что машина такого года и класса будет и крашена, и подварена. Подобное нормально, но не в этом суть. Важно обратить внимание на качество подготовки и ремонта, внешний вид, — говорит Сергей, подходя к автомобилю.
Уже при детальном осмотре кузова выясняется, что недостатков здесь гораздо больше, чем кажется на первый взгляд:
— Видно, что недоработаны части порога, которые уже подгнивают внутри. Арка начинает отслаиваться. Имеется проблема с подготовкой кузовного ремонта, идёт трещина по шпаклёвке, — подчёркивает автоэксперт. — Есть навесные элементы, которые можно купить на разборке, покрасить и поменять, — здесь трудностей нет. Но когда вопросы возникают по силовой конструкции кузова, машина никакого интереса уже не представляет.
Была предпринята скромная попытка заглянуть в салон. Хотели открыть двери, но они напрочь примёрзли. Ждать, пока «Рено» оттает, смысла не было. Автомобиль и так не прошёл первый этап осмотра.
— К тому же здесь просело заднее колесо. Скорее всего, обломана пружина. Ну и состояние порогов, арок говорит о том, что если брать авто, то придётся хорошенько вложиться в кузовной ремонт: на мой взгляд, понадобится около 1 500 долларов. И это мнение только сугубо на основании визуального осмотра. Если внимательно изучить салон, нишу багажника и днище на СТО, проблем может обнаружиться гораздо больше, — резюмировал Сергей. — Однако стоит отметить: сотрудники «автокомиса» изначально честно предупредили нас, что от этой машины ожидать нечего.
Renault Laguna (1997 год, МКПП, 2 500 долларов): «Хочешь рассмешить хозяина такого авто — доставай толщиномер»
А покупатели тем временем перемещаются к стоящей неподалёку Renault Laguna. Машина почти ровесница наших героев. Ей 25 лет. Но в запланированный бюджет вписывается — значит, изучим и её.
— Когда возле подобного автомобиля достаёшь толщиномер, можно рассмешить хозяина! — улыбается Сергей, вооружаясь тем самым прибором. — Даже на авто такого года можно определить, например, вваривались ли ремонтные арки при починке элементов сзади, лежит ли там хоть немножечко шпаклёвки, как должно быть при восстановлении. Либо просто туда напихали газет, ваты, пены и другого мусора — видали мы и такое! Толщиномер в этом плане способен что-то и решить.
После визуального осмотра кузова Сергей делает вывод: иномарка аварийная с двух сторон.
— Одна из арок однозначно ремонтная: здесь и наплывы краски, и затирка шпаклёвки. Вопрос только: что точно лежит? Есть хоть чуть-чуть металла или нет? — разбирается наш эксперт и продолжает изучать кузов. — Толщина — около 300 микрон. Имеется вероятность ошибки из-за скучивания краски — прибор может не так доставать до металла, как он хочет. Но около миллиметра «шпакли» на пороге найдётся. На самой арке — 600—700 микрон. Значит, железо всё-таки есть, будет за что «схватиться». Всё можно сделать. Это не так дорого, как когда нужно вваривать целую арку или порог. Необходимо лишь обработать аккуратно и покрасить.
Про очаги коррозии на машине такого возраста отдельно говорить не стоит. Просто фиксируем их присутствие и заглядываем внутрь. Несмотря на наличие поверхностной ржавчины, там всё достаточно хорошо сделано. Есть, конечно, разрушение, но порог явно улучшали, причём недавно. Наверное, в прошлом году, приходит к выводу специалист:
— Салон для этого времени выпуска неплохой. Проблема таких машин — состояние сидений. Вот на пассажирском кресле дополнительно подшивался поролон, потому что был совсем, видимо, просижен. Боковушки разных цветов... Хотя, думаю, данный факт не имеет колоссального значения. Мы ведь образец не 2018 года смотрим.
Печка греет хорошо — это важно! Но дверца водителя сама не закрывается. Вероятно, просела и нуждается в регулировке. Кулиса МКПП расшатана. И хоть подобная проблема будет встречаться у восьми машин такого года выпуска из десяти, актуальности она не теряет:
— Здесь не всегда чётко переключаются передачи. Смотрите, со второй на третью идёт туго. Это неприятный момент для неопытного водителя при движении в городе, — говорит Сергей. — Сейчас глянем, что там ещё под капотом происходит, и тогда уже вынесем вердикт «Рено».
Нас интересуют стаканы — на одном из них нанесён идентификационный номер кузова — и состояние лонжерона.
— Ржавчина и здесь присутствует, но не сказать, что её много. Металл и железо остались — значит, опытному кузовщику есть за что зацепиться! Будет с чем поработать. При прохождении техосмотра возникнут вопросы по наличию катализатора. Ещё клапанная крышка протекает, крышка защиты ГРМ тоже потеет. И рулевая рейка очень мокрая. Цвет антифриза не внушает доверия. Да, антифриз совсем старый. Есть немножко масляной плёнки, поэтому не исключаются вопросы по мотору. Но с такими проблемами ездить можно!
Зимой особенно важно оценить вероятность незапуска двигателя при больших морозах, отмечает специалист.
— Мерим просадку напряжения при активации установки. Желательно это делать «на холодную», чтобы видеть максимальную нагрузку, которую выдерживает наш аккумулятор. Ну что, попробуем завести?
Сильно замёрзшие и уже не ожидающие ничего хорошего от автомобиля, ребята утвердительно кивают. И вот молчание парковки прервал лихой звук мотора.
— Так, напряжение до 10 вольт. Стартер немножко долго возвращался в исходное положение, но «аккум» просел нормально!
— Ну и как «Лагуна»? — спрашивают журналисты.
— Жива! Вполне!
Несмотря на это, машина требует вложений. И немаленьких. По самым скромным подсчётам специалиста, «вкинуть» в ремонт придётся ещё как минимум тысячу долларов.
— Работа по рулевой рейке недешёвая — около 250 долларов. Необходимы процедуры по устранению подтёков. Нужно будет проводить дефектовку двигателя. Заменить все расходники, поменять шины. К тому же есть вопросы по тормозам. Состояние кузова для этих лет вполне адекватное. Как я уже говорил, видно, что он ремонтировался именно после ДТП: производилось расшитие заводских панелей, рихтовка, выставление геометрии, сварка обратно. Единственный момент, который может вызывать сомнение, — на кузовных элементах лежит обильное количество шпатлёвки. Неизвестно, будут ли там дыры, заделали ли всё до конца.
Иномарка неплохая для своего возраста, однако хотелось бы меньше вложений, поэтому единогласно принимается решение смотреть другие варианты.
Ford Mondeo: машина — огонь, но только снаружи
Группа перемещается на другую площадку подержанных автомобилей. Там, со слов менеджеров, их ждёт «машина-огонь»! Ребята немного приободрились, и журналисты вместе с ними. А вот после осмотра на яме восторг сменился разочарованием...
На автостоянке покупателей встречал Ford Mondeo 1997 года в отличной комплектации Ghia. Серебристый седан очень хорошо сохранился для своих лет — казался бодрым и даже немного дерзким. Ни тебе царапин, ни видимых ржавчин на кузове — ничего такого, что выдавало бы преклонный возраст.
— Выглядит живенько! — соглашается с нами Сергей. — Конечно, машина облита вся. Но покрашена неплохо. Производилась процедура за один раз, поэтому переходы не особо заметны, в целом всё неплохо. Есть пара мелких «косяков» — они по кромке дверей и арок. «Жучков» как таковых особо не видно. По задней части — был ремонт. Выполнен так себе, но сделан.
Кузовной осмотр Ford выдерживает с оценкой «хорошо». Переходим на «подкапотную» стадию и обнаруживаем там свойственные этой марке проблемы:
— Корпус термостата пластиковый и прилегает к железу. Поэтому он с завидной регулярностью течёт. Есть коррозия на лонжероне, подтёки по контуру клапанной крышки. Некоторые детали явно брались с разборки. Визуально достаточно живые стаканы, — изучает подкапотное пространство Сергей. — Антифриз следует полностью заменить с промывкой всей системы. Масло тоже под замену, хотя оно по щупу и на нормальном уровне. Проводились работы по креплению фары, верхний усилитель полностью целый.
Прежде чем завести мотор, менеджер уверяет, что происходит это быстро и без особых проблем даже в мороз. «Недавно пришлось отгонять Ford с парковки, чтобы снегоуборочная машина смогла почистить территорию. Так он не подвёл и „проснулся“ моментально, несмотря на прилично минусовую температуру», — говорит продавец.
— Слабоватый аккумулятор, но при этом двигатель запустился достаточно бодро, — подтверждает автоэксперт и заглядывает в салон.
Внутри машина подкупает богатой для этого года комплектацией: здесь есть подогрев сидений, лобового и заднего стёкол, кондиционер, электрические стеклоподъёмники. На приборной панели, правда, предательски горит ABS. Пробуем сделать компьютерную диагностику автомобиля. Увы, связь с электронным блоком управления этой системы отсутствует:
— Возможно, были какие-то вопросы с блоком и его решили просто отключить. Так что вопрос, будет ли работать ABS, остаётся открытым. Ручник здесь слабый. Полностью под замену, так как, вероятнее всего, порвались тросики. Но в целом состояние бодрое, поэтому можно двигаться дальше.
А дальше покупатели отправляются на СТО для детального осмотра. Группа едет за «Фордом» на своей машине и отмечает, как лихо мчится «американец». Правда, оставляет за собой приличный хвост в виде белого дыма.
И вот контрольный экзамен на станции бодрый «Форд», увы, заваливает! Хотя если есть деньги на необходимые процедуры, то брать машину можно. Но ездить на ней в том виде, в каком она сейчас, нежелательно:
— Мы обнаружили много нюансов в состоянии днища, а также силовых элементов и переднего подрамника. Кроме того, выявлены неисправности подвески: практически по всем сайлент-блокам, шаровым опорам, стойкам стабилизаторов. Разница тормозных усилий приличная и спереди, и сзади, — резюмирует Сергей.
Вопросов к концу осмотра скопилось немало. Но ждать чего-то кардинально другого от транспорта такого возраста и не стоит, говорит специалист. Он рекомендует потенциальным владельцам или поднакопить денег, или опустить ценовую планку до 1 500 долларов и готовиться вложить в авто ещё $1 000. Тогда выйдет хоть какой-то толк.
— Но следует отметить, что этот Ford, действительно, выглядит и едет неплохо. Машине нужен свой покупатель, который согласен тратить на неё средства. Она того стоит. К сожалению, у наших героев бюджет строго ограничен, поэтому они отказались от данного варианта.
Peugeot 405 1993 года: двигатель бодрый, но дымность — повышенная
Предыдущие автомобили были с площадок автохаусов. Молодой семье попался ещё один вариант — Peugeot 405, который визуально приглянулся ребятам. Они с экспертом снова отправились на «смотрины». Тем более по телефону продавец уверил: машина «живая и вложений особо не требует».
Это фото и снимки ниже представлены автоэкспертом
— Визуальный осмотр показал: автомобиль окрашен, навесные элементы заменены, имеются шпаклёванные области. Но меня радует, что везде есть железо!
Однако основные «болячки» возрастных авто, к сожалению, требуют внимания. В почти тридцатилетнем «французе» их немало:
— Необходимо заниматься порогами и днищем. По салону тоже есть много вопросов: от дыр в обшивке до неработающих потребителей энергии. К примеру, отсутствует рычаг регулировки направления обдува салонного вентилятора, что кажется мелочью, но в действительности немаловажно, особенно для начинающего водителя. С трудом функционируют стеклоподъёмники, регулировка зеркал и сидений, — рассказывает Сергей Исаков.
Приятно удивило подкапотное пространство: оно оказалось достаточно чистым по сравнению с другими машинами.
— И всё равно был выявлен ряд недостатков: течи, запотевания мотора и плохое состояние технических жидкостей, — говорит подборщик. — Двигатель запускается бодро, на прогреве работает ровно, но, к сожалению, с повышенной дымностью из выхлопной трубы. Дым густой — сине-белый.
**
Нашим молодым героям это, естественно, не понравилось. Они отказались и от последнего варианта. Посовещавшись с экспертом, Дарья и Валерий решили выбирать автомобиль в более низкой ценовой категории — до полутора тысяч долларов. Чтобы остальную часть скопившегося семейного бюджета оставить на необходимые вложения.
Надеемся на счастливый финал истории.
Вчера мы рассказывали о ситуации, которая произошла на улице Дзержинского 30 сентября.
В Беларуси скорректирована единая программа повышения квалификации водителей категории В.
Реестр опасной продукции пополнила очередная омывайка. Речь о жидкости стеклоомывающей низкозамерзающей Arctic Panther.
2100 светильников заменили в Гродно с начала этого года.