| АвтоГродно
| АвтоГродно

Как водитель-бунтарь добился льгот для электромобилей в Норвегии. Или почему ему вручили первую Tesla в Европе. История Фредерика Хауге

Сегодня в Норвегии так много электромобилей, что с 2023 года государство отменяет ряд важных льгот, о чем уже рассказывал АвтоГродно. Но мало кто знает, что вся история льгот и по сути развития электромобилей в этой стране обязаны одному человеку – Фредерику Хауге. Он придумал весьма хитроумный план.

В 80-х годах Фредерик Хауге уже стал известен в Норвегии как активист-эколог.

В 1989 году он вместе с двумя участниками группы A-ha посетил Швейцарию на экологической конференции. Там он и его друзья-музыканты имели возможность увидеть Fiat Panda, переделанный в электромобиль швейцарской компанией Larel.

Да, то был 1989 год!

Larel 01 minФиат, переделанный в электромобиль

Этот малолитражный автомобиль, получивший название Larel Wil 202, был переделан с бензинового автомобиля на электромобиль. Его запас хода составлял скромные 45 км. Сегодня этот пробег кажется смешным, но 30 лет назад это был впечатляющий результат. Чтобы его добиться, пришлось отказаться от заднего сиденья в пользу батареи:

Larel Фредерик Хауге Норвегия льготы на электромобили

У автомобиля был электродвигатель мощностью 20 л.с:

Larel Фредерик Хауге Норвегия льготы на электромобили

Фредерик был очарован этим электромобилем, купил его и привез в Норвегию.

В то время в Норвегии дизельные автомобили облагались более низким налогом. Считалось, что они выбрасывают меньше вредных веществ. Поэтому Хауге выступал за то, чтобы электромобили в целом были освобождены от налога в соответствии с этой логикой – ведь их выбросы равны нулю.

Также Хауге публично заявил, что электромобили должны быть освобождены от уплаты дорожных сборов. Он пытался убедить власти, что таким образом они смогут стимулировать желание людей приобретать электромобили, а значит и производители начнут выпускать такие машины.

Однако его не воспринимали всерьез, пока он не начал свой необычный план.

План Фредерика Хауге

Фредерик Хауге решил демонстративно ездить по автомагистралям, не оплачивая за проезд по ним. И его нарушения начали регулярно фиксировать камеры.

Штраф за такое нарушение составлял 300 норвежских крон. Фредерик продолжал нарушать снова и снова, пока не были собраны штрафы в таком размере, что начинала действовать новая статья закона. В ней говорилось о том, что если нарушитель собирает определенную сумму неоплаченных штрафов, государство может конфисковать его машину, выставить ее на аукцион, продать и компенсировать задолженность. Как только автомобиль конфисковывался, с нарушителя снимались долги.

Larel Фредерик Хауге Норвегия льготы на электромобили

Фредерик дождался конфискации его электромобиля за десятки неоплаченных штрафов, а затем отправился на аукцион, где была выставлена ​​на продажу его машина.

Он был единственным сумасшедшим, готовым купить этот электромобиль.

Как только он получил свою машину обратно, он повторил тот же сценарий. Снова ездил по трассе, снова собирал штрафы, его машину снова конфисковали, выставляли на продажу и он снова покупал ее на аукционе по смешной цене.

Всю свою эпопею он показывал на всеобщее обозрение. Но закон есть закон и таков механизм. А ситуация с конфискацией повторялась снова и снова.

Larel Фредерик Хауге Норвегия льготы на электромобили

Вся эта история длилась до 1995 года, когда норвежские парламентарии решили, что пора изменить закон, гарантирующий налоговые льготы для электромобилей.

Новые изменения вступили в силу в 1996 году.

Однако эти льготы не вызвали волны притока электромобилей до тех пор, пока в 2011 году не появился первый Nissan Leaf. Тогда норвежцы вспомнили, что в их законодательстве есть какие-то огромные льготы для электромобилей. Льготы, которые когда-то были утверждены благодаря упрямству одного человека.

Larel Фредерик Хауге Норвегия льготы на электромобили

Сегодня в Норвегии Фредерика Хауге считают первооткрывателем электромобилей, провидцем, который внес, пожалуй, самый большой вклад в популяризацию электромобилей в наше время. Хотя и сделал это неожиданным образом.

В 2013 году, когда Tesla впервые начала продавать свои электромобили в Европу, первый экземпляр американского бренда на европейском континенте был доставлен специально Фредерику Хауге – в знак символической благодарности Илона Маска. Маск, сам любящий бросать вызов устаревшим и жестким правилам, не скрывал своего восхищения Хауге, который был не только первым человеком с электромобилем в Норвегии, но и долгое время единственным.

Норвегия – один из лидеров по распространенности электромобилей

Сегодня в Норвегии электромобили стали доминировать в продажах новых автомобилей. Например, в ноябре 2022 в этой стране 81,6% от общего объема продаж составляли электромобили (без учета гибридов). В 2021 году доля чисто электромобилей уже превышало 75% от общего числа продаж. Это привело к тому, что льготы в последние годы отменяются, особенно это почувствуется с 2023 года – возвращается 25% НДС и налог за вес автомобиля. При этом власти пытаются удержать баланс и сделать электромобили все равно более привлекательными, чем автомобили с ДВС.

// По материалам piataauto.md.

Следите за нами в соцсетях