В Гродно дошла до суда ситуация между клиентом и дилерским автоцентром Geely. Причем обе стороны уверены в своей правоте.
Автовладелица настаивала на возвращении повреждённых деталей, ссылаясь на нормы законодательства, а представители дилерского центра Geely утверждали, что «ремонтно-восстановительные работы были проведены в сжатые сроки, качественно (замечаний от потребителя не было и нет), а заменённые и не востребованные клиентами кузовные элементы были обращены в отходы согласно приказу руководителя».
Журналист av.by выслушал обе стороны конфликта, отголосок которого даже достиг дистрибьютора марки в стране — завода «БелДжи» под Жодино.
«Машину отремонтировали, но запчасти не вернули»
Наталья — хозяйка Geely Coolray. Кроссовер приобретала в гродненском автосалоне в конце 2021 года. Нареканий в адрес самого автомобиля у женщины не было и нет, но в марте этого года она попала в ДТП. При аварии были повреждены капот и бампер. После оценки страховой компании решили заменить испорченные детали на новые.
Вот с этого момента и началась история, которая привела в суд.
— Два месяца я ждала нужных запчастей, всё это время продолжая ездить на автомобиле. По сути, повреждения были не очень серьёзными, некоторые их даже не замечали. Но оценщик принял решение заменить детали на новые, поскольку, как позже сказали в суде, пластиковые элементы экономически невыгодно восстанавливать, — рассказывает женщина. — Автомобиль застрахован по каско, все расходы понесла страховая компания. Мне лишь оставалось приехать и забрать отремонтированное авто в сервисную зону дилера.
Поскольку в день выдачи ТС Наталья была занята, за автомобилем отправилась её сестра.
Увезти повреждённые детали сразу девушка не смогла из-за их крупных габаритов. Сказала, что приедут в другой раз на транспорте побольше и всё заберут. Встречных вопросов или отказа от представителей дилера на это не последовало, и машина отправилась к своей законной хозяйке.
— Это был четверг, 19 мая. Вернулись за повреждёнными деталями мы в понедельник, — вспоминает подробности Наталья. — Нам положили в багажник лишь капот. А бампера с решётками в дилерском сервисе уже не было. На мой вопрос, где недостающие запчасти, мне сначала ответили, что у страховой компании, а потом сказали: их и вовсе «утилизировали в целях разгрузки помещения».
Такой поворот событий Наталью не устроил. Женщина потребовала вернуть дефектные компоненты и даже обратилась в милицию для разрешения конфликта.
— До этого я меняла в дилерском сервисе фильтры. И даже в таком случае менеджеры интересовались, буду ли я забирать старые. Я расписывалась в документах, подтверждая, что отказываюсь их получать обратно. А сейчас у меня даже не спросили об этом! Просто взяли и куда-то дели бампер с решёткой. А как мне сейчас быть уверенной в том, что установленный на мой автомобиль бампер действительно новый, а не отремонтированный? И ещё вопрос: если вы утилизировали бампер с решётками, то почему капот вернули?
Фотография капота, предоставленная Натальей
К слову, данный повреждённый элемент женщина сумела продать на вторичном рынке за 200 долларов. При этом Наталья говорит, что могла бы сделать то же самое и с бампером:
— После ДТП, когда я убедилась, что его участники живы-здоровы, я собрала все пластиковые детали, которые отлетели от бампера. Так что проблем с продажей, думаю, у меня не возникло бы. В интернете были объявления о реализации бампера и двух решёток. Стоили компоненты около 1 500 рублей. Но бампер мне не вернули!
Ответ милиции
Местный РОВД провёл проверку, и по её результатам было отказано в возбуждении уголовного дела, так как «на момент передачи автомобиля каких-либо требований со стороны заказчика о возврате запчастей не поступало, а невостребованный бампер был от автомобиля заявительницы, его утилизировали в установленном порядке».
Тогда Наталья решила обратиться с просьбой о проверке в другие инстанции. В Гродненском облисполкоме белоруске ответили: заменённые запчасти, по словам дилера, обратили в отходы. Женщина написала запрос в Гродненский областной комитет природных ресурсов. Оттуда клиентке пришёл ответ, где было указано, что «у ООО „Альфорт“ инструкция, журналы учёта, разрешение на хранение и захоронение, а также иные необходимые документы, регламентированные законодательством по обращению с отходами производства, отсутствуют. И на основании вышеизложенного следует, что ООО „Альфорт“ не имеет правовых оснований на захоронение отходов производства».
Из ответа Гродненского областного комитета природных ресурсов
Вместе с представителями Гродненского центра правовой помощи потребителям женщина подготовила иск в суд о возврате повреждённых деталей — в нём она требовала вернуть двукратно увеличенную стоимость бампера и взыскать с дилера моральный ущерб.
Общая сумма иска составляла 8 000 белорусских рублей.
— На СТО распространяются действия Правил бытового обслуживания населения и Закона «О защите прав потребителей». Там есть соответствующие главы, где указано, что заменённые запчасти должны быть возвращены. Любые! И нигде в нормативных документах нет ни слова, что ремонтирующая организация имеет право решать, возвращать запчасти или нет. Даже на стенде «Уголок потребителя» у дилера есть их собственная инструкция, в которой это дословно написано. К тому же менеджер в суде подтвердил: между нами была договорённость, что мы заберём запчасти через два дня, — объясняет Наталья, почему пошла в суд.
В беседе женщина подчёркивает, что не раз предлагала дилерскому центру вернуть или бампер, или полторы тысячи рублей. А в качестве извинений — предоставить скидку на сервисное техническое обслуживание.
Но у дилера своя правда.
ООО «Альфорт»: «В целях разгрузки помещений от непригодных заменённых и не востребованных клиентами кузовных элементов бампер обратили в отходы»
Что по этому поводу говорят в дилерском центре?
В редакции av.by имеется развёрнутый комментарий официального представителя автосалона Geely в Гродно. Публикуем его без сокращений:
Из скриншота официального комментария дилера
«Бампер был обращён в отходы»
Чтобы обладать точной и достоверной информацией, редакция отправила в дилерский центр Geely в Гродно уточняющие вопросы.
— Был ли утилизирован бампер?
— Не был. Бампер обратили в отходы, то есть пластик измельчили и подготовили к передаче в дальнейшую переработку.
— Почему капот вернули, а бампер нет?
— Поскольку клиент не забрал запасные части в то время, когда заезжал за автомобилем, невостребованные компоненты из пластика были измельчены и подготовлены к дальнейшей передаче в переработку. Капот на момент запроса клиента был ещё доступен для возврата, так как он из металла. Дальнейшие подобные работы по утилизации металла планировались позже.
— Со слов клиентки, она предлагала вам в качестве примирения вернуть стоимость повреждённого бампера и сделать ей скидку на сервисное обслуживание. Так ли это?
— Да, действительно. Переговоры по разрешению данной ситуации проводились. Нами предлагалась скидка на дальнейшее обслуживание автомобиля и компенсация соразмерной рынку стоимости невозвращённых непригодных для дальнейшего использования запасных частей. К сожалению, обоюдное согласие не было достигнуто, потому что клиентка требовала сумму возмещения в разы больше, нежели стоимость схожих повреждённых запасных частей на вторичном рынке.
***
27 декабря состоялось итоговое судебное заседание, по результатам которого Наталье отказали в удовлетворении иска.
Кроме того, женщине необходимо будет заплатить госпошлину.
Необдуманный поступок женщины едва не обернулся трагедией.
На территории немецкого города Мехерних произошло смертельное ДТП, после которого разыскивался и был задержан белорус.
В ГАИ Гродно озвучили итоги акции "Пешеход". Главное – за 3 дня ДТП с пострадавшими не было.