Если есть водительское удостоверение и свой автомобиль, без работы ты не останешься. На худой конец можно устроиться доставщиком пиццы. Теоретически можно даже неплохо зарабатывать. А практически?
Вызов брошен
Казалось, работа водителем-доставщиком для Никиты пройденный этап: пиццы он развозил несколько лет назад, затем работал инструктором по вождению – на его "Гранте" так и стоят дублирующие педали. Но на один месяц Никита решил вернуться к старой профессии. Почему?
– Увидел в Instagram рекламу, которая обещала заработок более 6 тысяч рублей. Если точнее, там было написано, что средний доход где-то 2850 рублей, максимальный – до 6300. Я раньше доставщиком пиццы работал, так что кухню представляю. Для максимального дохода нужен определенный район, не в каждом можно столько заработать. В любом случае придется очень хорошо потрудиться. И конечно, сразу быстро не начнешь по максимуму зарабатывать – когда ты понимаешь, как распределить заказы, как быстрее и проще подъехать и так далее, – рассказывает парень журналистам Автобизнеса.
Я просто прикинул, что сделаю себе вызов, устрою марафон. Подготовил домашних, они пошли навстречу. Безусловно, это тоже очень важно – поддержка близких. Поставил цель заработать за месяц 3000 рублей за вычетом расходов. Для этого нужно сделать 4000 рублей выручки, соответственно это около тысячи заказов. За первые две недели получилось 430 заказов, так что немного от графика отстал. Но, может, еще наверстаю.
Правила игры
Мы общаемся у площадки перед пиццерией. Пока ждем, когда приготовятся заказанные пиццы, Никита объясняет основные условия и раскрывает предварительные расчеты:
– Расклад такой. Платят 4,3 рубля за одну доставку (в этой сети пиццерий в зависимости от района ставка составляет 4,3-4,6 рубля. – Прим. Автобизнеса). Но ведь это на своем автомобиле, то есть в эти деньги входит компенсация за топливо и амортизацию.
Если взять один заказ в дальнюю точку, то практически в ноль получится. Если два заказа, то уже что-то заработал. Чем больше заказов в один рейс, тем лучше. Бывают платные доставки, дальние заказы. Когда несколько лет назад работал, ездил, например, в Заславль. Но это не очень интересно: доплата всего 3-5 рублей, а уезжаешь на час.
В среднем в будний день получается около трех заказов в час, в выходной около четырех. То есть в рабочие дни за 8 часов смены у меня около 27 заказов в среднем получается, в выходной больше 30 – район спальный, развозить по домам быстрее, чем ехать в центр, в офисы. Да и свободнее на дорогах в выходные, что тоже влияет на скорость выполнения заказов. Кстати, очень много заказов в праздники, например, 8 марта, 31 декабря. В офис, бывало, по 50 пицц возили. Но это из предыдущего опыта работы. А чаще всего в обычные дни одна-две пиццы.
Кружим-кружим по району…
Мы – в Домбровке. Спальный район, фактически жилой массив с несколькими высотными "столбиками" и многоподъездными домами. Но некоторые заказы приходится доставлять и в район улицы Скрыганова, где тоже много жилых домов и офисов. Никита говорит, что порой в час пик приходится выезжать из дворов по 15 минут.
– Я живу в этом районе и раньше в нем работал. Я знаю, где какие проезды, по которым можно проехать быстрее, срезать или объехать пробку, где какие дома, и это помогает экономить время. Зависать в навигаторе – тратить время, а порой это элементарно опасно, ведь отвлекаешься от дроги.
Так и есть: навигатором наш доставщик пользуется нечасто, на маршруте выбирает отнюдь не очевидные пути. Когда пиццу надо доставить "до ворот", заранее звонит заказчику и предупреждает, что будет через несколько минут. Вроде все логично, но все равно впечатляет, как ладно все выходит: пока ездил с Никитой, было несколько таких заказов "до ворот" – ждать не пришлось ни нам, ни клиентам.
– Бывает, кстати, что слишком рано приезжем, звоним в домофон, а заказчика дома нет. Просто люди не ожидают, что так быстро может доставщик приехать, обычно ведь гораздо позже, – опускает с небес на землю Никита.
– Кстати! А почему курьеры так часто практически в последнюю минуту появляются?
– Старший курьер распределяет заказы только в часы повышенной нагрузки, когда не хватает людей. Сейчас такого нет, свободно, поэтому я могу подойти, выбрать заказы и спланировать маршрут. Первую доставку я обязан взять, остальные – на свое усмотрение.
Пока готовят первый заказ, я оцениваю остальные: по какому они адресу, во сколько приняты, до какого времени надо доставить. Система такова, что есть мотивация взять на один рейс больше заказов, – это позволит увеличить количество доставок. Сам определяешь, успеваешь или нет. И здесь как раз помогает опыт и знание района. Беру и "пешие" заказы, которые находятся на небольшом расстоянии от пиццерии и оплачиваются по меньшей ставке – все равно они по пути, много времени не трачу, а что-то дополнительно зарабатываю...
Первый рейс проходит в довольно спокойном режиме: Никита взял три заказа (первый как раз "пеший"), и сейчас мы их без цейтнота развозим по адресам. Несмотря на зимние условия – снег на дорогах и нерасчищенные дворы, – все идет гладко: в середине рабочего дня трафик на улицах небольшой, проблем с парковкой у жилых домов нет.
Поэтому "секундомер тикает" с запасом. Но время в любом случае останавливается по звонку в домофон или по прибытии к шлагбауму. Правда, стоит помнить о том, что после этой доставки есть и другие, – и не всегда можно расслабиться.
– Офисные здания – это частые проблемы с парковкой, порой далеко приходится ходить. Но и жилые дома бывают разные, тоже неудобные. Был как-то столбик, в котором я на 7 минут задержался. Поднялся на верхний этаж быстро, заказ отдал, но лифт ушел, и я очень долго его ждал, а по лестнице спуститься не мог – там все на замках. Один раз, наоборот, на 9-й этаж по лестнице бежал, чтобы успеть остальные доставки сделать. Вообще, бегать иногда приходится – так бывает быстрее, чем на машине до упора доезжать.
– Чаевые бывают?
– Да, иногда. А был случай, когда курьеру машину приперли на парковке, он опоздал на следующие два заказа – и тот водитель ему "упущенную выгоду" компенсировал.
Автомобиль доставщика
– А вот теперь будет "гонка"! – кричит на бегу Никита, выбегая из пиццерии с очередной партией заказов.
О да, все как в старые добрые времена: пристегиваемся на ходу, мотор крутится до отсечки, мы "низенько летим" на грани ПДД, маневрируя между машинами и выбирая альтернативные маршруты.
Ловлю себя на мысли, что в ситуации, когда каждая минута на счету, любая задержка критична и нервирует.
– Когда "плотно" работаешь, разгоняешься – чувствуешь, насколько быстрее ты оцениваешь дорожную ситуацию, чем окружающие тебя водители. Иногда, конечно, раздражает, когда надо спешить: осталось несколько минут, люди катят в своем темпе, а ты проехал бы быстрее, – подтверждает Никита. – Но надо отдавать себе отчет, что ради этих трех-четырех рублей не стоит рисковать. Любая неприятная ситуация – и ты рискуешь потерять намного больше времени и денег.
Я стараюсь не летать, просто не беру так заказы, когда постоянный дедлайн. Один курьер так разбил пять своих машин, одну за другой, причем в хлам, – ну и что он там заработал?
– Опять же, если нарушил, придется с ГАИ общаться – тоже время теряешь…
– И это тоже. Я стараюсь не нарушать, машина у меня невзрачная, а вот есть курьер на старом BMW – его постоянно останавливают. Как на старой большой машине ездить, я не представляю – запчасти, ремонты, топливо. Моя "жрет" в таком режиме около 10-11 литров, но она хотя бы свежая, денег на ремонт не требует. Понятно, что если бы продолжал работать, то перевел бы на газ – надо снижать накладные расходы.
Знаю, что некоторые ребята для работы "корчи" за 300-500 долларов покупают. Но это очень ненадежный вариант во всех отношениях. Помню по прежним временам: один раз сажусь, а машина не заводится. До выполнения заказа 14 минут. Полтора километра пришлось бежать…
Если автомобиль прямо на выезде сломался, ты не доставил пиццу, уже в этот день не работаешь, ты попал на штраф, подвел команду. И пока ты чинишь машину, то не работаешь, а только тратишь деньги на ремонт.
Лучшие смены и работа на износ
Никита признает, что физически, эмоционально или умственно работа несложная, "но потрудиться нужно". Чтобы зарабатывать нормально, нужно делать максимальное количество доставок за один выезд, брать длинные прибыльные смены и иметь минимальные накладные расходы.
Лучше всего работать до 0.00 по будням, брать ночные смены с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье, когда идет большой поток заказов.
– Два года назад, бывало, работал с 8 утра до трех ночи, то есть почти сутки. Когда психика разгоняется, в сон не клонит. Но сразу в такой режим не войдешь, так может наступить жесткое выгорание. Вкатываться в такой режим надо постепенно, начинать по 6-8 часов и поднимать планку. Кто резко взвинчивает темп, часто быстро перегорает и уходит.
Говорят, был человек, который рекорд установил: за 14 дней 1060 заказов сделал. Вроде в прошлом году или позапрошлом. Можно только догадываться, сколько часов в день он работал. Говорят, он больше пяти тысяч рублей заработал со всеми премиями. Но, конечно, это очень жестко…
– А ты какой режим себе сейчас выбрал?
– Работаю с одним выходным, ставлю его во вторник. В выходные работаю, потому что, как уже сказал, можно больше заработать. Смены в будние дни поставил с 12 до 20 часов. Но я единственный, кто так работает, потому что заканчиваю в самое "интересное" время. Сознательно пошел на такой график, чтобы соблюдать баланс работы и отдыха, чтобы не страдала личная жизнь – чтобы увидеть семью, ребенка перед сном. Но в выходные работаю больше, с 9 до 21 или даже позже.
– Но ведь это тоже довольно напряженный режим? Год так не поработаешь!
– Два года назад я работал по такой схеме: две недели очень плотно – две в более расслабленном режиме. Иначе получается на износ. Это сейчас я себе один месяц поставил, и да, это довольно хорошая нагрузка получается.
– Кстати, а почему всего один месяц?
– Больше, если честно, не хочется. Сам режим работы – это вечный стресс: постоянно тикающий секундомер, постоянно опаздываешь. Как бы я ни говорил, что можно брать меньше заказов и ездить спокойнее, так получается не всегда. Я еще и потому не хочу здесь надолго задерживаться, что с моим взглядом на процесс вождения есть конфликт: чтобы нормально зарабатывать, надо ездить быстро, порой рискованно, порой нарушать, а я за то, чтобы ездить размеренно и безопасно.
И я все-таки хочу расти и развиваться. Поэтому доработаю – и снова продолжу заниматься инструкторской работой.
А что в итоге?
По окончании рабочего месяца Никита произвел все расчеты. За 22 дня он отработал 226 часов, проехал 2791 километр и заработал на 835 доставках 3581 рубль, включая около 150 рублей чаевых. Но за это время было потрачено 290 литров бензина (средний расход составил 10,4 литра, или 25,5 руб., на 100 км) плюс амортизация (Никита определил ее в 9,5 коп. на километр). Таким образом, 977 рублей составила затратная часть, так что чистый доход – 2604 рубля, или 11,5 руб. за 1 час работы.
Как в Гродно?
Редакция АвтоГродно поинтересовалась в одной из пиццерий города, как обстоят дела со ставками у нас. Вот что нам ответили:
"В Гродно в среднем платят от 3р до 4.5р за доставку. Если 3 рубля, то ещё компенсируют топливо, а если 4,5 за заказ, то дополнительных выплат курьер не получает, туда уже включено топливо и амортизация авто"
Утром в пятницу, 8 ноября, около 8:33 в Гродно произошло ДТП с пострадавшим.
Речь идет о вывозе товаров с территории Евросоюза.
Число легковых авто во владении белорусов за последние 30 лет увеличилось почти в четыре раза.
30 октября, это была среда, около 15:09 на улице Кабяка сбили пешехода.