На Правовом форуме Беларуси с 9 по 19 декабря проводится общественное обсуждение проекта постановления, которое может всерьез изменить рынок такси в стране. Некоторые предложения стали известны журналистами только сейчас.
Обсуждение идет и среди непосредственных участников рынка: представителей сервисов, диспетчерских служб, перевозчиков. Некоторые из них указывают на то, что проект постановления был вынесен на общественное обсуждение внезапно и едва не был упущен из виду.
Организатор общественного обсуждения — Министерство транспорта и коммуникаций. Корреспонденту Onlíner там не раз поясняли, что ситуация на рынке анализируется и возможные изменения находятся в стадии проработки. А вот обсуждать нам ранее предлагали уже после официального принятия, то есть постфактум, «когда будет о чем говорить конкретно».
Что предлагается менять?
Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (в области транспорта и коммуникаций) доступен на Правовом форуме. Он не целиком посвящен сфере такси, поэтому мы выделим лишь те моменты, которые показались нам важными в контексте именно обозначенной темы.
Прокомментировать возможные изменения мы попросили Ассоциацию перевозчиков и диспетчеров (АПиД).
Трудовой договор
Предлагается обязать автомобильного перевозчика заключить с водителем транспортного средства, выполняющего внутриреспубликанские автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении, в том числе автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси, трудовой договор (за исключением индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность самостоятельно без привлечения иных лиц).
Об этом изменении говорилось и ранее, еще в 2020-м. Оно чревато тем, что вопросы могут возникнуть у водителей, для кого работа в такси не является единственным заработком, либо у тех из них, кто совмещает работу с несколькими агрегаторами и службами такси.
И это предложение подвергалось критике. Примерно в то же самое время Онлайнер публиковал результаты большого исследования, проведенного Отраслевой лабораторией антимонопольного и ценового регулирования, регулирования в области торговли Белорусского государственного экономического университета. Полученные данные показали, что только у немногим более половины участвовавших в опросе водителей занятость в данной сфере — основная работа и источник дохода. Для 12% это неосновной вид деятельности, но основной источник дохода, а для трети опрошенных — подработка, дополнение к основному заработку.
Нам не известно, проводилось ли подобное исследование в недавнее время.
— От имени всех членов ассоциации мы выступаем против введения запрета на заключение гражданско-правовых договоров между водителями и перевозчиками. Такой запрет является недальновидным и повергнет рынок автомобильных перевозок в хаос, — считают в АПиД. — Среди таксистов присутствует подавляющее количество водителей, для которых этот вид деятельности является дополнительным источником дохода. Поэтому в случае ввода обязательства на заключение трудовых договоров большое число физических лиц останется без средств к существованию.
В ассоциации также указали на то, что в сфере перевозки пассажиров наблюдается текучка кадров.
— В результате появляется риск увеличения количества перевозчиков, которые будут осуществлять свою деятельность в обход обязательства и, соответственно, в обход уплаты налоговых платежей, — полагают специалисты. — Водители такси, которые будут не согласны заключать трудовые договоры с перевозчиком, будут просто выезжать на своих автомобилях в точки скопления людей и осуществлять поездки «от борта» — соответственно, в обход уплаты налоговых платежей.
— Критикуешь — предлагай.
— Ассоциация поддерживает введение самозанятых граждан, для того чтобы каждый водитель мог на свое имя оформлять программную кассу. Данное введение, на основании анализа информации, предоставляемой государственными органами и перевозчиками ассоциации, увеличит поступление денежных средств в государственный бюджет, — такое мнение озвучили в АПиД.
Кстати, любопытно, что предложение ввести в сфере пассажирских перевозок категорию самозанятых не получило своего оформления в проекте. Хотя те же перевозчики считали это хорошим выходом из ситуации, который, с одной стороны, позволял бы вести деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (с уплатой при этом единого налога, ставка которого зависит от вида деятельности), а с другой — обеспечивал бы сбор этих самых налогов и вывод рынка из тени. Еще в прошлом году на высоком уровне отмечалось, что такой вариант не исключается.
Договор аренды авто
Раньше, напомним, предлагалось ввести регистрационные карты на каждое транспортное средство, используемое для автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. При этом такие автомобили могли бы использоваться только для выполнения автомобильных перевозок пассажиров.
— В настоящее время преобладающее количество перевозчиков, в случае если они осуществляют деятельность по перевозке пассажиров на автомобилях, не находящихся в их собственности, заключает договоры аренды транспортных средств с их собственниками. Из этого следует, что данное нововведение стоит закрепить на законодательном уровне, — считают специалисты.
Не более одного заказчика в такси
Не всем участникам рынка к настоящему моменту понятна эта формулировка. Есть предположения, что она не вводит запрет на посадку дополнительных пассажиров в такси после того, как первый заказчик сел туда и началась поездка.
Вместе с тем тот же «Яндекс Go» тестирует в России совместные поездки, когда двое клиентов по тарифу «Попутчик» могут ехать в одной и той же машине просто потому, что им по пути.
Судя по формулировке, предложенной в проекте постановления, подобные эксперименты могут быть заведомо заблокированы в Беларуси.
Запрет на включение в стоимость простоя
Проектом постановления предлагается закрепить следующие положения: «Размер платы за автомобильную перевозку пассажиров автомобилем-такси, заказанную и оплаченную посредством электронной информационной системы только с использованием реквизитов банковских платежных карточек, определяется электронной информационной системой за посадку в автомобиль-такси, за 1 км оплачиваемого пробега и 1 минуту поездки на основании договора автомобильной перевозки пассажира автомобилем-такси».
При этом «запрещается включать в размер платы стоимость простоя автомобиля-такси во время выполнения автомобильной перевозки пассажиров автомобилем-такси по не зависящим от воли пассажира обстоятельствам (остановка на железнодорожном переезде, запрещающем сигнале светофора и т. д.)».
— Расчет времени выполнения одной поездки с учетом вычета из стоимости поездки простоя на светофорах, железнодорожных переездах и т. д., не представляется возможным, — уверены в АПиД. — А в случае введения данного положения увеличится количество споров между пассажирами и водителями такси, осуществляющими перевозку, а также между водителями и диспетчерами, электронными информационными системами. Кроме того, стоимость поездок упадет, что негативно скажется как на перевозчиках (их финансовая нагрузка увеличится), так и на водителях такси (их заработок уменьшится). Вследствие этого увеличится количество перевозчиков и водителей, которые будут осуществлять поездки «от борта» и в обход электронных информационных систем, что означает и обход налоговых платежей.
Информирование водителей о способе оплаты
— В случае закрепления данного обязательства владельцев электронных информационных систем присутствует риск повышения количества случаев отказа водителей от поездок, а также проведения поездок в обход электронной информационной системы и, опять же, в обход обязательства по уплате налогов, — прогнозируют специалисты.
Программные кассы
— Мы полностью поддерживаем ввод обязательства на использование программных касс при осуществлении перевозки пассажиров в случае оплаты поездки наличными денежными средствами. Но в этом случае ассоциация запрашивает информацию по поводу способа обеспечения деятельности программной кассы, возможности выдачи электронного документа на электронную почту пассажира при оплате поездки наличными средствами, — отметили в АПиД.
Может ли наследник пользоваться машиной наследодателя до выдачи свидетельства о праве на наследство?
По данным белорусских пограничников, чаще всего безвизом пользуются литовцы, латыши и поляки.
Начало этой истории произошло в октябре этого года.
Вчера утром, 11 декабря, около 09:20 на 31-м километре трассы М6 водитель Lada попал в аварию.