Беларус провёл несколько дней в островном государстве, съездил на арендованном Mitsubishi Outlander к фьордам, а также померился силами с океаническим ветром. Он рассказал о приключениях и расходах.
«Кто угонит прокатное авто? Ты же на острове!»
Героя зовут Алексей. Мужчина живёт и работает в Минске, однако мир смотреть тоже любит. Несколько месяцев назад хобби занесло его в Исландию, рассказывает av.by
— Всё началось с поездок по Беларуси, когда «шенген» нам давали ещё неохотно. Потом я изрядно поколесил по Польше, странам Балтии. После покупки более новой машины, на которой было не страшно отправляться далеко, стали основательнее продумывать поездки. Сделали пробный рейс в Литву, а затем «понеслось»: Хорватия, Черногория, Франция (до Парижа и назад). Устраивали пробеги от Праги до Берлина, плюс заезжали на острова в Эстонии. COVID-19, конечно, сильно помешал увлечению, но даже в тот период я посетил Сербию. В конце прошлого года удалось получить шенгенскую визу, так пришла мысль махнуть в Исландию.
— Пытался собрать большую компанию, человека на четыре, чтобы заполнить в прокатной машине все места, но откликнулись только два друга из Эстонии, — вспоминает Алексей. — Встретились мы в Вильнюсе, откуда полетели на прямом рейсе лоукостера в аэропорт Кеблавик, находящийся в 30—40 км от столицы Исландии — Рейкьявика.
— Как ты планировал поездку и готовился к ней?
— Примерно за два месяца мы забронировали авиабилеты: в обе стороны на человека получилось 85 евро. Это немного для такого расстояния. Понимали, что на месте всё будет дороже, чем у нас и даже в Прибалтике.
Стоимость аренды авто чуть дороже, чем в Сербии: за четверо суток мы заплатили 430 евро. Получается, в сутки тратили около 110 евро за машину, причём без ограничения пробега. Транспорт брали у «частника» по рекомендации, а в цену уже была включена страховка, депозит не требовался. В той же Сербии депозит за прокатный автомобиль составил 700 евро — эта сумма просто потом вернулась на карту.
— Наверное, аренда автомобиля у более крупных игроков несла бы какие-то юридические сложности, требовала бы составление кучи бумаг, но у небольшого «частника» оформление не отняло много времени и сил. К тому же ты и так на острове: куда угонять-то? — иронизирует мужчина. — Честно говоря, даже не припомню, лежали ли в бардачке хоть какие-то документы на машину.
Город Акранес
— Когда страховка входит в стоимость, оплата топлива, естественно, ложится на арендатора. Ещё интересный нюанс — полис не покрывал случаев с колёсами: так они снимают с себя ответственность, если человек отправится в исландское бездорожье. К царапинам на кузове не придираются, а пробитое колесо, пожалуйста, компенсируй.
Машину лучше брать сразу в аэропорту, так как экспрессный автобус от него до столицы обойдётся в 25 евро. Немного доплатив, ты уже получаешь в аренду средство передвижения.
Исландские гейзеры
— Какие автомобили предлагались для проката?
— Конкретно в нашем случае были совсем простенькие варианты вроде Renault Logan, аренда которого не сильно дешевле проката полноприводного Mitsubishi Outlander. Его мы в итоге и взяли. Вдвое дороже стоили микроавтобусы и большие кроссоверы — около 200 евро. «Дизель» или бензин, «автомат» или МКПП — выбирай на свой вкус.
— В основном все арендные авто полноприводные, не считая «Логана», ведь в Исландии есть дорожные знаки, которые, по сути, указывают направление. Когда асфальта нет, как может быть иначе? На такие «трассы» въезжать разрешено только на машине с полным приводом.
Шоссе №1
— У людей иногда складывается впечатление, якобы в Исландии нет дорог. Это неправда. Они есть, причём весьма неплохие по состоянию, однако туристические тропы и пути к некоторым достопримечательностям лежат через степь. Там, где есть асфальт, он практически идеально уложен.
— Если бы вы добирались личным транспортом, пришлось бы использовать паром?
— Верно. На острове машину было брать дешевле. Паром ходит всего раз в неделю, а платишь ты за машино-место в зависимости от длины автомобиля. И ещё отдельно — за каждого человека. Точную сумму за переправу не припомню: кажется, получалось ближе к тысяче евро. И это не в сезон! В период наплыва туристов дорожает прокат авто и поездка на пароме.
Brúarhlöð — зелёная река
— Кстати, удивило, что в Исландии немало поляков, которые регулярно приезжают на работу. В туристических целях брать с собой автомобиль было глупо. Мы ехали всего на пару дней, да и сами не фанаты морских путешествий.
«Будто на Марсе побывал, но исландские ветры…»
За четыре дня пребывания в Исландии наш герой и его друзья проехали 1 300 километров.
— В приоритете было несколько направлений. Катались по бездорожью, а именно лавовым полям. Подъезжали к гейзерам и местам, где парило из-под земли.
Водопад Gullfoss
— Первоначально мелькала шальная мысль проехать остров по кругу, однако дороги там витиеватые, так что маршрут вышел бы на три световых дня движения. От идеи отказались в пользу посещения основных достопримечательностей в южной части острова.
Водопад Steinbogafoss
— В Исландии настолько много водопадов, что если зациклиться на них, то они могут надоесть, — отмечает Алексей. — Есть ледниковые лагуны: места, где ледник подходит к побережью и от него откалываются куски поменьше. Они постепенно по протоке уходят в океан. Уже там частички ледника разбиваются о встречные волны.
Гейзер Strokkur
— Действующего вулкана нам не попалось, а вот кратеры спящих посмотрели. Плюс ко всему ездили по лавовым полям. Посетили тёплые ручьи — жаль, по фото их температуру не ощутить.
Вулканический кратер Kerið
— При первом знакомстве со страной впечатляют скалы и чёрный песок, лежащий вдоль побережья. В один день был очень сильный ветер, и этот абразивный песочек пробивал джинсы, щекоча тело.
— В Исландии есть два туннеля. Первый, семикилометровый, проложен под дном залива, причём спуск и подъём очень ощущаются, когда ты едешь по нему. Он сильно сокращает дорогу от Рейкьявика до Акранеса: вместо двух с половиной часов — один.
Второй прорезан через горную породу и находится в северной части острова, но мы его не посещали.
— Машин в Рейкьявике хватает, хотя в пробки не попадали. Исландцы чаще сидят дома, а по стране на автомобилях передвигаются туристы. Местные водители, кстати, достаточно вежливые и интеллигентные — это свойственно жителям северных стран.
— Во время второй ночёвки мои друзья решили проверить сайт, где публикуют информацию о северном сиянии. Выглядываем в окно — вот оно и полыхает. Смотреть на явление выбралась половина отеля. Я думал, что оно статичное, а на деле переливается на небе лентой.
— В Исландию однозначно стоит ехать: ландшафты неописуемые. Я будто на Марсе побывал! Крайне непривычные для нашего человека пейзажи: бурный Атлантический океан, горы разных видов и форм, фьорды… Посему лучше не сидеть в Рейкьявике. Даже без прокатной машины доступны групповые однодневные экскурсии.
Голубая лагуна
— Ощутил на себе смену климата? Всё-таки Исландию жарким курортом не назовёшь…
— Скорее нет, чем да. Основная разница заключается в ветре: он всегда дует сильно — с редкими затишьями. В один из дней его скорость достигала 30 м/с, причём не порывами, а без остановки. Сдувает! Мы выходили на мыс, где приходилось держаться за цепь ограждения, чтобы не унесло.
Защита от ветра по-исландски!
Бриллиантовый пляж
— Mitsubishi Outlander тяжёлый, поэтому его на ходу не перевернёт. Двери там, кстати, оборудованы страховочными тросами, иначе их ветер со всей силы отправит в соседнюю машину на парковке.
«За трёххместный номер — более 200 евро»
Завершая беседу с Алексеем, мы спросили про расходы. По его словам, поездка стоила около 900 евро на человека.
Чёрный пляж — мыс Dyrhólaey
— Это лично мои траты, включая дорогу до Вильнюса, перелёт, проживание, питание и топливо.
Рейкьявик
— Исландский бензин — один из самых дорогих в Европе: 2,5 евро за литр. Причём «девяносто восьмого» нет и в принципе. На заправках льют или «дизель», или АИ-95. Кстати, при оплате в терминале самообслуживания на самой колонке не везде работают кредитные карты. Дебетовые проходят, а другие — не всегда.
— Платёжные карты принимают буквально везде: за всю поездку я ни разу не держал в руках исландские кроны. Мой друг на обратном пути специально ходил в обменник аэропорта за местной валютой как за сувениром.
Справа от судна — концертный зал столицы Исландии
— Для белорусского туриста Исландия — вполне дорогая страна. За самый простой отель у аэропорта мы втроём заплатили 100 евро. Дополнительно за завтрак внесли по 16 евро каждый. В Рейкьявике выбор ночлега больший, так что и сэкономить легче.
В глубине острова, где конкуренция у отелей слабая, за трёхместный номер пришлось отдать чуть более 200 евро.
— Фрукты достаточно дорогие. Мы не покупали, однако в магазинах обращали на это внимание. Цена за клубнику или голубику в баночке размером со смартфон — пять евро. Стоимость других продуктов начинается с двух евро: например, столько просят за самую простую булочку.
— Алкоголь продаётся только в специализированных местах, которые, по белорусским меркам, работают негуманно, — смеётся Алексей. — В будний день — до семи часов вечера, в субботу — до обеда или максимум четырёх-пяти. Важно отметить, что в обычных магазинах такие напитки не найти.
Лавовые поля
— Вход на большинство природных объектов бесплатный. У нас только за кратер Керид взяли деньги, но немного. Чаще возле таких объектов платные парковки — примерно одна из трёх, — напоследок добавляет наш герой.
Череду событий, которые произошли в этой истории, можно с уверенностью назвать умышленным легкомыслием.
Ограждения на улице Ольги Соломовой в Гродно меняют на оцинкованные.
Сегодня утром, около 7:30, на улице Мостовой в Лиде произошло ДТП с участием велосипедиста.