Попасть в ДТП с участием пешехода – страшный сон любого водителя, и неважно, кто в конечном итоге окажется виноват.
Разговор созрел очень давно. Журналисты Автобизнеса поговорили с читателями.
"Пара сэкономленных минут не стоит ДТП, в котором виновником признают меня"
Дмитрий: "В каком-то смысле я всегда боюсь белорусских пешеходов, велосипедистов и самокатчиков. В общей массе на самом деле у нас все хорошо: никто особо на красный не бегает, на дорогу на велосипеде не лезет. Но это как с мотоциклистами – из-за отдельных людей тень негатива падает сразу на всех.
С потенциально опасными ситуациями сталкивался на собственном опыте – приятного в этом мало. Первый урок состоялся спустя месяц после покупки первого автомобиля из-за собственной дурости и неопытности. Помню как сейчас: перекресток проспекта Независимости с Козлова/Машерова. Загорается зеленый, у меня свободная полоса, а в полосах слева стоят машины. Думаю: "Вот вы сонные мухи!" – и продолжаю ехать. Хорошо, что скорость была небольшая, поскольку спустя буквально секунду или две из-за соседней машины показался не очень благоприятного вида человек – решил таким образом перейти дорогу.
Был еще один похожий случай примерно через полгода. Автомобиль выезжал из двора через трамвайные рельсы в попутном мне направлении, остановился, чтобы пропустить пешеходов на переходе. А их за ним просто не видно. Я довольно резко оттормозился, и вроде бы ничего страшного не произошло, но прекрасно помню, что пешеходы даже не пытались выглядывать из-за автомобиля, который им уступает дорогу, – а вдруг там водитель, который вот-вот допустит ошибку?
С тех пор сделал соответствующие выводы и при каждой потенциально опасной ситуации снижаю скорость, притормаживаю или смещаюсь на дороге подальше от источника опасности. За годы водительского стажа встречался и с пьяными, которые могут резко выскочить на проезжую частью, и с велосипедистами, которые вдруг резко решают повернуть со своей обочины налево, и с пешеходами, которые то стоят на переходе, то потом внезапно начинают переходить дорогу, и с детьми во дворах, которые бегают между припаркованными автомобилями. Естественно, к ним добавляется еще и отдельная категория пешеходов, которые как будто сохранились, словно в какой-то игре. В капюшоне, с наушниками, не глядя по сторонам – думать о их безопасности приходится мне. В следующем году придется еще внимательнее быть на пешеходных переходах. Уверен, что разрешение для велосипедистов не спешиваться только увеличит количество конфликтов на дорогах.
Так что в этом смысле я перестраховщик. Минимальная скорость во дворах, готовность в любой момент притормозить на дороге, адекватные обстановке скорости. Водители сзади иногда не понимают этого: поезжай, чего ты тормозишь! А вот потому и торможу. Пара сэкономленных минут не стоит того, чтобы в один прекрасный день попасть в ДТП с пешеходом, в котором с большой долей вероятности виновником окажусь именно я".
"Пешеходы идут без чувства самосохранения"
Андрей: "Мой дом расположен возле достаточно оживленного участка дороги с нерегулируемым пешеходным переходом. При этом заезд во двор служит дорогой едва ли не половине квартала. И я каждый день наблюдаю из окна две ситуации, в которых неправы все: и водители, и пешеходы.
Если говорить о переходе, то там довольно часто возникают ситуации непонимания между первыми и вторыми. Ограничение скорости на дороге – 40, но многие на это просто забивают. Получается так, что водители в правой полосе снижают скорость или останавливаются, чтобы пропустить пешеходов, а какой-нибудь торопыга в левой полосе на это даже не смотрит. Не раз видел, как такие водители проносятся буквально перед носом пешеходов.
Пешеходы тоже хороши. Им следовало бы дождаться, когда машины остановятся, и только тогда начинать переход. Но нормальная практика – просто ломиться через дорогу с полной уверенностью, что их все видят и непременно остановятся. Хорошо, если еще смотрят в сторону автомобилей. Иногда ведь вообще идут как лоси на трассе. К тому же перед переходом есть деревья и знаки, что для водителей еще больше ухудшает видимость.
Ситуация с длинным проездом во дворе тоже складывается интересная. Протяженность прямой дороги – что-то около 300 метров. Но это все равно дворовая территория, где и люди ходят, и машины выезжают с домовых парковок с ограниченной видимостью из-за стоящих вдоль дороги машин. Тут бы ехать со скоростью 20, чтобы успеть среагировать в случае появления пешехода или выезжающего авто, но нет. Периодически вижу, как люди умудряются разгоняться до вполне себе городских скоростей. И опять же пешеходы без чувства самосохранения: идти с коляской прямо по центру дороги – нормально? Понятно, что с ней на тротуарах не очень удобно, тем не менее.
Так что, на мой взгляд, проблемы с обеих сторон. Но есть у них и общее: всегда нужно думать о других участниках дорожного движения, водителям – о пешеходах, пешеходам – о водителях. На дороге каждый может ошибиться, и об этом всегда стоит помнить".
"Пешеходам привито понятие того, что их должны пропустить"
Иван: “Самая опасная ситуация на дороге произошла, когда мне было лет 20, а стаж был всего два года. Тогда я сбил женщину. Темно, дождь, поворачиваю. Проезжаю пешеходный переход, и вдруг передо мной возникает какая-то тень, а затем слышу звук удара. Женщина решила перебежать дорогу за пешеходным переходом в таких условиях. Вызвали ”скорую", ее забрали в больницу с переломом ноги. Ситуация разрешилась в досудебном порядке. Сотрудник ГАИ дал понять, что у них ко мне претензий нет, однако во избежание дальнейших проблем с судом и всем прочим посоветовал договориться с этой женщиной "полюбовно".
Тогда из-за максимализма мне казалось, что я ни в чем не виноват и это какой-то едва ли не “развод” на деньги. Но на самом деле я бы ее не увидел из-за погодных условий, даже если бы она переходила дорогу по переходу. Так что в этом плане мне повезло. При этом сама женщина говорила, что видела меня на дороге. Зачем тогда перебегала?
И я сделал выводы из этой ситуации: не видишь – не лети. В местах, где обзор чем-то перекрыт, я стараюсь ездить медленно и аккуратно. Если обстановка читается хорошо, тогда можно ехать более расслабленно. Банальная ситуация, когда перед переходом стоит транспорт или медленно едет какой-нибудь грузовик или троллейбус. Я понимаю, что сейчас на переходе может появиться пешеход. И он может меня либо просто не увидеть, либо даже не смотреть по сторонам.
Такое поведение вообще вызывает некоторый шок. Даже последнее время я несколько раз сталкивался с ситуациями, когда пешеходы в принципе не смотрят по сторонам. Как так?
Когда я перехожу дорогу с односторонним движением, я все равно смотрю и направо, и налево. Многие спрашивают: зачем так делать? А я не хочу рисковать жизнью из расчета на то, что все соблюдают Правила и всё делают как надо. Лучше перестрахуюсь.
В той же Европе во многих городах водители "летают" по нерегулируемым переходам и особо с пешеходами не церемонятся. Особенно в какой-нибудь Франции или Италии. Там и ездят лишь бы как, и пешеходы ходят лишь бы как, в том числе и на красный сигнал переходят дорогу. Но они хотя бы смотрят по сторонам.
У нас же культура другая. Как водителям когда-то привили привычку пристегиваться, так пешеходам привито понятие того, что их должны пропустить. Но ведь всякое же бывает, всегда нужно убедиться в безопасности перехода. Даже я со своим большим водительским стажем понимаю, что могут задуматься, “затупить” на дорогу, словить какой-то "переклин". И это бывает со всеми, с этим ничего не поделаешь. Пешеход должен это понимать и смотреть, куда он идет.
Иногда на дорогах вообще случается "дичь", которая вызывает оторопь. Один раз довелось видеть, как вполне приличная с виду женщина решила перейти дорогу на красный сигнал светофора. Но как она это сделала! Она переходила так спокойно и уверенно, будто бы так и надо. Соседние машины и я успели остановиться. Но что это было вообще?
Мне кажется, что многие проблемы возникают еще и из-за того, что приучать взаимодействовать с дорогой нужно с малых лет. И не только рассказывать, как необходимо вести себя на дороге. Дети ведь все впитывают: они видят, как переходят дорогу взрослые, иногда сами родители чуть не за ручку могут перебегать ее в неположенном месте. И учить детей нужно и словами, и собственным примером, тогда это обучение будет работать должным образом.
Недавно была ситуация в одном небольшом местном проезде, где был припаркован грузовик. Я вижу, что за него забегает девочка, и начинаю тормозить и ехать предельно аккуратно. И вот эта девочка выскакивает из-за грузовика прямо на дорогу, даже не смотря на нее. Я ей посигналил хотя бы ради того, чтобы она понимала, что на дороге могут быть машины.
О своей безопасности нужно думать в любой ситуации. Да, пешеходам должны уступать, но так вы хотя бы убедитесь в этом. Если вам кажется, что машина притормаживает перед вами, может, это только кажется. Водитель может вас вообще не видеть. Есть принцип "Остановись. Посмотри. Послушай". Это в том числе актуально и для воспитания детей. Недостаточно просто посмотреть по сторонам, чтобы тотчас же начать переход, формально выполнив алгоритм, – нужно убедиться, что идти на самом деле можно безопасно. И если в вашу сторону едет машина, хорошо бы установить зрительный контакт с водителем и убедиться, что он действительно вас видит.
Избыточная опека пешеходов и велосипедистов приводит к тому, что они излишне расслабляются. Когда речь идет о нерегулируемом переходе, то "средний" пешеход будет более внимательно к этому относиться. Он будет думать: а вдруг не пропустят? Зато при переходе на зеленый сигнал светофора у него такая мысль может даже не возникнуть. Зеленый сигнал светофора – какие могут быть проблемы, ведь он же прав? А то и вовсе уткнется в смартфон, и все, что происходит вокруг, не его проблемы".
Вчера мы рассказывали о ситуации, которая произошла на улице Дзержинского 30 сентября.
В Беларуси скорректирована единая программа повышения квалификации водителей категории В.
Реестр опасной продукции пополнила очередная омывайка. Речь о жидкости стеклоомывающей низкозамерзающей Arctic Panther.
2100 светильников заменили в Гродно с начала этого года.