В условиях ограниченных полетов, белорусы все чаще стали путешествовать по Европе на своих личных автомобилях. Раньше мы рассказывали, какими поездки были классными и как 20-летние машины легко покоряли путь в 3 000 км. Но так бывает не всегда. Роман поехал в Испанию на Mercedes-Benz CLK и приключений ему "хватило".
«Проехал половину городов Европы, расходы на бензин — 1 400 евро»
Героя очередного выпуска зовут Роман. Мужчина владеет 17-летним купе Mercedes-Benz CLK с бензиновым мотором объёмом 2,6 литра, рассказывает av.by.
За 2022 год белорус успел совершить два больших пробега по Европе, а теперь решил поделиться подробностями о том, как они прошли.
— Наверное, стоит начать с самой машины: покупался «Мерседес» два года назад по низу рынка, — вспоминает Роман. — Желания приобрести конкретно Mercedes-Benz не было, а хотелось взять какое-то купе за пять тысяч долларов. Тут внезапно всплыл CLK-Class — мягко говоря, в уставшем состоянии. Полгода на машине поездил, попутно решая все технические проблемы. Кажется, только закончил с ходовой — сразу перешёл к вопросам по кузовщине. По итогу из заводских элементов остался только капот. Обвес — реплика, которая заказывалась из Москвы, а остальное удалось найти в Беларуси.
По словам владельца, с учётом суммы всех вложений по нынешним расценкам автомобиль обошёлся ниже среднерыночной стоимости.
— Как только в январе-феврале этого года закончили работы над кузовом «Мерседеса», сразу решил, что машина должна окупить вложения эмоциями. Стал планировать, и тут как нельзя кстати подвернулась рабочая командировка! Перед ней заехал к своему механику на осмотр — всё-таки путь предстоял неблизкий. Заменили приводной ремень и один из передних рычагов. А тут ещё накануне выезда вылетел крепёжный болт амортизатора, — не без улыбки рассказывает Роман. — Мастеру пришлось приехать на место и в потёмках искать тот самый болтик. Нашли, поставили, закрутили — и в путь!
— Первая рабочая поездка прошла гладко — без каких-либо поломок и нюансов, потому что машина к тому моменту и так была хорошо подготовлена и обслужена. Я уточнял, какие для автомобиля есть требования при проезде европейской границы, и там ничего не упоминалось про техосмотр. Однако польские пограничники имеют такие же полномочия, как наши работники ГАИ. То есть могут проверить наличие аптечки, огнетушителя, жилетов и т. д., поэтому от греха подальше всё недостающее я докупил.
— Маршрут предстоял долгий, и я с коллегой находился в Европе около месяца. Успели походить по Варшаве, посетив центр наук «Коперник», потом на день задержались в Кракове, Братиславе, Белграде, Будапеште и Вене. Старались делать остановки на передышку и ночёвку. Наверное, только один раз переночевали в машине. Конечным пунктом была Будва, да и по самой Черногории покатались достаточно немало — около двух недель. Понравились горные озёра, хотя двигаться по серпантинам было непросто.
— На обратной дороге я ехал через Хорватию — заскочил в Дубровник. В Словении — в Любляну, а дальше пошли знакомые уже Чехия и Польша. Кружок вышел неплохой — в одну сторону одометр показал пробег в 3 200 км. Путь домой я не подсчитывал, но очевидно, что он получился большим. Предположу: общее расстояние — 8 000 км (при учёте поездок по Черногории на 1 000 км).
— В Европе старый «Мерседес» вызывал интерес? Всё-таки там владельцы предпочитают новые автомобили.
— Интересовались некоторые, но сдержанно — особенно в «богатой» части Европы. В Черногории люди подходили и восклицали, мол, classic car! К слову, там мне показалось, что у меня загудел ступичный подшипник. Так как всё равно на одном месте находились, решил ремонтировать. Проблема оказалась такая — был люфт подшипника. Местные запросили за работу столько же, сколько и наши мастера, а вот деталь обошлась в два раза дешевле — в 50 евро!
Первая поездка Романа выпала на конец марта и длилась в апреле. Напомним, в то время ходило немало слухов, что в Европе автомобили на белорусских номерах встречают недружелюбно и даже агрессивно. Мужчина отвечает однозначно: негативной реакции по отношению к машине на наших регзнаках он не заметил.
— Мы всё-таки ехали, когда границы на выезд из страны были закрыты для большинства граждан. А у нас — рабочая командировка. Так что в тот момент автомобили на белорусских номерах встречались редко. Конечно, разные новости в интернете появлялись, но в реальности всё оказалось благополучно.
— Проще и выгоднее путешествовать самолётом, когда вылет из зоны Шенгена. А в нашем случае разумнее была поездка на автомобиле, хотя в одну сторону на бензин ушло порядка 600 евро. Думаю, около €800 отдал на обратную дорогу. Сопоставимо ли это по деньгам с перелётом, к примеру, до Валенсии из Вильнюса? Наверное, нет.
По словам нашего героя, за расходом 2,6-литрового «Мерседеса» он следил не сильно, понимая, что экономичностью модель не отличается. В среднем купе потребляло 10—12 литров на 100 км пути, в щадящем режиме на трассе получалось и до «десятки».
— Ощутили разницу между белорусским и европейским бензином?
— Прежде всего в цене, — смеётся мужчина. — Самый дорогой был в Германии и Австрии — прайс как у нас, только оплата в евро. И надо понимать, что нигде нет АИ-92. Хотя на заправках Shell продавался какой-то улучшенный специфический бензин, и его эффективность была выше в плане отдачи мотора.
— В целом дороги в тех странах, где удалось проехать, лучше наших. Наверное, только Чехия нарушала идеальную картинку. Знаете, будто ты из Беларуси сразу въезжаешь в Россию и встречаешь сплошь колдобины и ухабы. В Словакии, к примеру, качество покрытия неплохое, но полосы очень узкие — иногда бывало непросто разъехаться с местными.
«В Испании обошлось без местных „бандитос“»
Если первая в этом году поездка Романа получилась рабочей, то в следующую он вместе с девушкой отправился как в полноценный отпуск.
— Мне было интересно ещё раз прокатиться по Европе, а ей хотелось на море. Тем не менее построили маршрут в Испанию: цель — посмотреть Барселону и побывать на курорте в Бенидорме. Наверное, в первой поездке я гулял по каждому городу, где останавливался, а во второй задерживались исключительно на ночёвку.
— Второй вояж превратился в «увлекательный» челлендж в плане бронирования жилья. Мы на себе в полном объёме ощутили ограничения для белорусов. Я создал новый аккаунт на польском номере, ведь запрет действует не конкретно на наш паспорт, а на локацию. Случайно раздал белорусский роуминговый интернет — аккаунт попал в бан, — рассказывает Роман. — В итоге открыли новый на другом сервисе — называется Agoda. Там без лишних проблем удалось забронировать себе ночлег.
— Очень понравились Барселона и центральный парк Антонио Гауди (испанский архитектор. — Прим. авт.). Виды там завораживающие! Куда ни глянь — произведение искусства. Наверное, оттуда осталось больше всего впечатлений. По другим местам особо не поездишь, потому как расстояние до достопримечательностей внушительное — по три-четыре часа на дорогу в разных направлениях. Всё-таки у нас в приоритете был отдых, не возникало желания утомлять себя разъездами.
— Мы в Испании останавливались, по сути, в трёх местах. Возле Бенидорма — а это туристический курорт — за порядком следят. В Барселоне всё тоже спокойно, хотя очень влияет район города. Нам хозяйка квартиры посоветовала бесплатную парковку. Приезжаем, а на ней — BMW X5 с выбитыми стёклами! И как тут оставить «Мерседес»? Конечно, были опасения, но обошлось без происшествий и местных «бандитос».
«Бензонасос захотел остаться во Франции»
Солидный марафон для подержанного Mercedes-Benz CLK мог стать лёгкой пробежкой, если бы не поломка, случившаяся во Франции.
— Ничто не предвещало беды: «Мерседес» исправно катал нас по Европе, мы с девушкой — отдыхали. На обратном пути решили заехать в Лион. Там должны были переночевать, а на утро отправиться в торговый центр на шопинг. Заехали в паркинг ТЦ, поставил машину, но вижу, что как-то неровно стал. Снова завожу двигатель, а обороты начинают падать.
— Завожу ещё раз — такая же история, третий — стартер молотит вхолостую. Я подумал, что это банальный глюк какого-нибудь датчика. Дали автомобилю время отдохнуть, а сами отправились пить кофе. Как вы можете догадаться, после перерыва ситуация никак не изменилась.
— Снял накладку и давай смотреть топливную рампу. Из неё брызгает, значит, топливо идёт. По электрике никаких ошибок, а «релюхи» при зажигании все щёлкают. Что делать? Консультации по телефону ни к чему не привели, эвакуатор на третий этаж паркинга не вызовешь — он не проходит по высоте. И я, и девушка хорошо знаем английский, слегка говорим на польском и на испанском. А вот в французском — ни бум-бум! Кстати, местные на иностранных языках общаются неохотно.
— Заночевали в Лионе, и уже в апартаментах я стал подыскивать сервисы поблизости к торговому центру. Ситуацию осложняло то, что английским толком никто не владеет. В одном месте ответили, мол, пригоняй сам. В другом отправили к официальному дилеру. Понятнее не стало!
— Повезло найти чат украинцев в Лионе — там сразу несколько человек стали подсказывать, какие могут быть причины поломки. Отозвался и механик, у которого в городе есть свой сервис. Он подкинул эвакуатор — оставалось как-то вытянуть машину с парковки торгового центра. Подошёл к управляющему парковки — тот обзвонил других эвакуаторщиков. Почти все отказали, за исключением одного.
— В итоге мы просто шли по парковке, я ему говорю, мол, мне сам эвакуатор не нужен — только вытолкать машину за пределы ТЦ. Он отвечает: «Ну ладно!» Подходим к «Мерседесу», управляющий усаживает меня за руль, а сам начинает толкать, — эмоционально пересказывает события Роман. — Представляете, с третьего этажа толкали, по «улиткам» паркинга! В итоге даже несколько прохожих помогли. Мне-то руль крутить нужно было, потому что гидроусилитель не работал в заглохшем автомобиле.
— Когда дотолкали до шлагбаума, пришло время платить за парковку по квитку — 100 евро! У меня оказалось только 50, но управляющий принял то, что было, и отпустил с миром. На СТО перепроверили всё заново и заглянули в топливную рампу. Выяснилось, что всё-таки накрылся бензонасос. Во вторник машина сломалась, а в пятницу вечером выявили причину неполадки. Это значит что? Сидим ещё и все выходные.
— В понедельник вечером машина была готова, и мастер звонит: «Забирай своё купе!» А я уже привык к Лиону, — иронизирует наш герой. — По итогу приключения с «Мерседесом» отняли лишнюю неделю, хотя, с другой стороны, подарили несколько приятных дней во Франции.
Покупка топливного насоса обошлась в 180 евро, работа по замене — ещё 80. Незапланированная неделя в Лионе вылилась Роману в тысячу евро.
— Мораль здесь такова: никогда не отправляйтесь в путешествие на машине на последние деньги. Лучше, чтобы это была половина всей свободной суммы. Запас финансов должен иметься, — резюмирует мужчина. — Такая предусмотрительность убережёт от необходимости одалживать у кого-то наличность или терзаться мыслью об обратной дороге.
**
Роман подытоживает: любая машина может сломаться за время длительного путешествия, не только «бэушка». К такому повороту нужно быть готовым не просто морально, но ещё и финансово.
— Взвешивать риски правильно, а оставлять неприкосновенный запас — предусмотрительный шаг. Конечно, эта поломка стала испытанием на стрессоустойчивость, зато в плане отношений с девушкой мы стали ещё ближе, — на позитивной ноте завершает свой рассказ мужчина.
Первые чартеры на турецкие курорты начнут летать из Беларуси в 2025 году в апреле.
По инициативе Вильнюса свою работу ранее приостановили четыре погранперехода, на данный момент действуют лишь два КПП.
Около гимназии № 4 имени Д. В. Казакевича заменили асфальт.