| Автобизнес Иван Кришкевич
| Автобизнес Иван Кришкевич

Почему авто одних марок гниют, а других – держатся молодцом?

"Бочку" и "сигару" ценили за оцинкованный кузов, а от старых Opel старались держаться подальше.

Вы же помните старую шутку? Если прислушаться, можно услышать, как в гараже гниет Kadett... Но ведь сколько воды с тех лет утекло!

Со временем немецкий производитель здорово подтянул антикоррозионную стойкость своих моделей, а вот машины других марок, похоже, сдали. Или нам так просто кажется?

От чего вообще зависит эта самая коррозионная стойкость и насколько она отличается от марки к марке? У маляров узнавал Автобизнес.

ЛКП как основной защитный барьер

"История, обычная для моделей Volkswagen Group, Mazda, Renault и некоторых других марок: есть скольчик, мелкий "жучок", начинаешь чистить – под ЛКП еще много мелких очагов коррозии, которые просто не вылезли наружу. Откуда они? На самом деле все просто: в ЛКП со временем появляются сколы, микротрещины, вода и соль через них проникают внутрь и начинают свое черное дело. То есть коррозия развивается, просто пока наружу не вылезла. Проблема – в стойкости, целостности лакокрасочного покрытия", – объясняет Алексей, имеющий значительный опыт в малярном деле. – Краски на водной основе, я считаю, недостаточно стойкие. Плюс сейчас все норовят минимальный слой ЛКП делать, хотя тут от места производства зависит. Например, сталкивался с тем, что американские BMW почему-то имеют более прочное покрытие, чем европейские машины тех же моделей и поколений. В итоге покрытие нежное, пескоструй и прочее механическое воздействие плохо держит. Плюс адгезия не всегда хорошая. Видели, наверное,  Volkswagen и Skoda, у которых краска прямо лоскутами слетает?"

"Да, прочность ЛКП и толщина общего слоя – это важный фактор в вопросах коррозионной стойкости, – соглашается с коллегой маляр со стажем Николай. – Но я бы сказал, что тут вопрос не столько в видах и качестве используемых материалов, поскольку они по индустрии плюс-минус на одном уровне, а в том, насколько строго соблюдается производственный процесс на предприятии, насколько строго подходит служба контроля к своим обязанностям, то есть, скажем так, в культуре производства. Ну и, пожалуй, в том, какой слой ЛКП производитель считает достаточным. Ведь если посмотреть проемы, мы увидим более тонкий слой, чем по внешним панелям, а по низу вообще можем не увидеть базы на современных моделях – только грунт. Так что все несколько сложнее, чем просто качество и слой краски и лака".

Что под базой?

Оба собеседника также напоминают: важную роль в вопросах защиты металла играют и те слои, что скрываются под краской, – так называемая база. Самый нижний из них – цинк. В современных автомобилях внешние панели, как правило, изготавливаются из металла с двухсторонней оцинковкой слоем порядка 5-7 микрометров. И это действительно очень эффективное средство борьбы с коррозией. Практика показывает: детали без оцинковки, например крыша, намного быстрее "зацветают" в местах сколов и прочих повреждений ЛКП. Но, как водится, есть нюансы.

"Да, цинковый слой защищает металл от коррозии до тех пор, пока он есть. Принцип его работы таков: он сам окисляется, образует оксидную пленку, которая препятствует доступу агрессивной среды к металлу, – объясняет Алексей. – Проблема в том, что пленка эта со временем "изнашивается", быстрее всего ее убивает химия бесконтактных моек. Поэтому, если есть участки ЛКП, поврежденные до цинка, или ремонтируйте их, или реже мойте машину".

Следующий слой – фосфатный. Он отвечает за адгезию – удерживаемость всех остальных слоев (грунта, базы, лака) на кузове. А вот катафорезный грунт – это еще один мощный щит от коррозии. Считается, что его использование в разы улучшает стойкость кузова к ржавчине, хотя его слой редко превышает 21-23 микрометра.

"Лет 20-30 назад далеко не все производители использовали катафорез, и это было одной из причин, почему одни машины стойко переносили мелкие или вообще микроповреждения ЛКП, а другие "зацветали" моментально, – говорит Николай. – Но сейчас я с ходу не назову, у кого нет катафореза. Даже УАЗ уже лет восемь как его использует".

Вторичный грунт или наполнитель, на который уже затем наносится база, также выполняет защитную функцию, препятствуя проникновению влаги, соли и т.д. Но коррозионная стойкость, по словам маляров, в большей степени все равно зависит от катафореза.  

Защитит или повредит?

Отдельное внимание наши собеседники обращают на элементы кузова, которые призваны защитить ЛКП от повреждений, а также на детали, которые, наоборот, способны их повредить.

"Грамотно спроектированный кузов будет оснащен передними брызговиками, которые защищают пороги и задние арки от пескоструя, – говорит Николай. – Некоторые производители от них отказываются по одним им ведомым причинам, что с считаю неправильным, по крайней мере если они не предусмотрели иной защиты. Если хотя бы прикрыли те же пороги и выступающие части арок бронировочной пленкой, и на том спасибо. Кажется, мелочь, но давайте вспомним, какие части кузова чаще всего получают сколы,  где появляются "жучки". Это передняя кромка капота, крыши, кромки арок и пороги.

Что касается пластиковых накладок на пороги и арки, то тут все неоднозначно. С одной стороны, они защищают от пескоструя, с другой – сами провоцируют коррозию. Это происходит, если между деталями имеется зазор, в который попадает влага, грязь, мусор. Или если сама деталь закреплена таким образом, что имеет некоторую подвижность и постепенно протирает ЛКП до металла. Это же касается молдингов и накладок. Часто от такого "конструктива", кстати, страдают крышки багажника.

Вот и получаем одни машины безо всей этой "листвы", но с грамотными защитными элементами, которые долго живут без проблем, другие – безо всякой защиты, которые ловят весь пескоструй, и третьи, которые все в накладках-защитах, но из-за них же и страдают. И да, иногда весь этот пластик действительно помогает и не вредит. Это обычно относится к более дорогим моделям, где не поскупились на качественное исполнение и надежную фиксацию всех этих элементов".

Все самое интересное внутри!

"Американцы" снаружи довольно стойкие, а ржавеют изнутри, – замечает Алексей. – У них часто можно видеть открытые лонжероны. Многие детали не завальцованы, швы не загерметизированы. Производители не рассчитывают на суровый климат? Лично мне сложно понять такой подход. А вот модели Volkswagen Group при всех их проблемах с внешними панелями внутри очень хорошо сделаны: по низу кузова все грамотно сконструировано, все качественно герметизировано, полости воском залиты".

Оба маляра говорят, что в своей работе невольно обращают внимание на то, как выполнены различные элементы кузова на конструктивном уровне и как они защищены от внешнего воздействия. Как раз от этого зависит, будет ли гнить красивый с виду кузов изнутри. Скрытые и плохо проветриваемые полости страдают не только от конденсата, но и от попадания влаги и грязи, поэтому долговечность кузова в таких местах зависит от того, что производитель предпринял для их защиты. Это вопрос и конструкции, и применяемых на заводе защитных/антикоррозионных составов.

Плюс вопрос о том, как реализована защита сварных швов, ведь часто проблемы начинаются именно с них, а тонким местом оказывается рассохшийся и частично отвалившийся герметик.

"Не буду называть конкретные марки и модели: некоторые их представители попадались в единичных экземплярах, так что сложно сказать, это правило или исключение. Но очень хорошо видно: у одной машины снизу все очень хорошо сделано, начиная с защитных экранов и заканчивая герметиком и мастикой, а у других видишь просто голый кузов с минимальным слоем грунта-краски и кучей "карманов", куда очень легко залетает и остается грязь. Как раз эти машины в более позднем возрасте приезжают с хорошо подгнившим снизу кузовом", – говорит Николай.

Герои и антигерои

Составлять топ самых слабых или самых сильных моделей по части коррозионной стойкости наши собеседники отказались, сославшись на достаточно выборочную статистику. Но про некоторые марки и модели все же высказались.

"Toyota Camry в 30-м и 40-м кузове – это, как правило, проблемы по днищу и заднему подрамнику. У Mazda разных моделей много проблем как раз из-за "нежного" ЛКП, – перечисляет "номинантов" Алексей. – Mercedes заметно подтянул коррозийную стойкость своих моделей после середины 2000-х. Иногда говорят, что до W210 все у них было хорошо. Неправда! Хватало проблем и с W123, и с W124, и с W201, просто толстый металл давал владельцу больше времени что-то предпринять. Плюс многие элементарно за этими машинами хорошо следили, делали антикор, какая-то часть машин зимой вообще не эксплуатировалась, вот и дожили до глубокой старости. Кто просто ездил и ничего особенного не делал, имел те же проблемы, что и владельцы других марок.

Какие марки хороши в плане кузова? Например, Volvo: у них и продумано все неплохо, и качество ЛКП приличное. Еще, как ни странно, дорогие "французы" из 2000-х – Renault Laguna III, Citroёn C5, например. Хотя дешевые машины этих же марок: Renault Megane, Citroёn C3, Peugeot 301, – мягко говоря, не очень".

"Из слабых по внешним элементам назову Volkswagen 2000-х – Passat B6/B7, Touran, Caddy, а также Mercedes W210, W202 и W203. Ну, это классика, и вы сами видите, в каком состоянии ездят эти машины, – говорит Николай. – Довольно слабыми по коррозии считаю практически все японские автомобили, причем картина каждый раз одна и та же: первые несколько лет свежие модели вроде держатся, а когда достигают 10-летнего возраста, понимаешь, что все как всегда. Да, в целом новые модели лучше старых, так сильно не гниют, но беспроблемными их точно не назовешь. Но это хотя бы, скажем так, предсказуемо. Неприятно удивляют "немцы", которые раньше казались самыми удачными в этом плане. Правда, современные BMW и Mercedes заметно лучше старых, а вот Audi иногда подводит ЛКП".

Минные поля появятся на востоке Польши, они станут частью комплекса инженерных сооружений "Восточного щита", сообщило ме...
Гродненец Дмитрий уже не первый месяц изучает вопрос организации движения на площади Декабристов. "Бермудским треугольни...
ГАИ Минского района остановила на проезжей части пешехода с 6,3 промилле. На секундочку напомним, что такая доза являетс...
"Хорошая машина – Volvo! Надо брать!" Так и хочется воскликнуть после новости о сегодняшнем ДТП, которое произошло около...

Оказывается, этот напиток с тем еще подвохом, который на дороге способен сыграть с вами злую шутку.

За прошедшие сутки на территории Гродненской области произошло 5 пожаров, на которых погиб 1 человек.

Пока вы отдыхали, на линию "102" с 20:00 до 8:00 с территории города Гродно и Гродненского района поступило 49 звонков.

Вчера, 13 октября, около 18:30 на трассе М6, вблизи деревни Обухово, сбили женщину.

Следите за нами в соцсетях