| Автобизнес
| Автобизнес

Кто кому должен уступать при повороте и развороте на "стрелку"? Кое-что новое из ПДД

С 27 октября вступили в силу изменения в ПДД. Переделали немало пунктов, но среди них есть и такие корректировки, которые могли бы закрыть едва ли не извечные споры. Поворот и разворот на дополнительную секцию светофора – один из них.

Ситуация распространенная. Один водитель хочет развернуться на дополнительную секцию светофора с горящим основным зеленым, второй поворачивает в этот момент направо на просто стрелку.

Таких перекрестков полно в Беларуси, но в какой-то момент Правила дорожного движения как будто сломались, пишет Автобизнес.

Ранее пункт 104, который как раз и должен был оговаривать очередность проезда, звучал так: "При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений". В таком случае при повороте направо нужно уступить дорогу в том числе и тем, кто разворачивается. Логично?

Вроде бы да, но на практике с этим всегда были проблемы. Порой в ход шли аргументы о помехе справа и гудки клаксонов. Благо скорости на таких перекрестках небольшие, особо аварийными они никогда не были.

С 27 октября в п.104 ПДД внесли изменения. Теперь он дополнен следующей фразой: "При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с зеленым сигналом светофора, водитель имеет преимущество перед транспортными средствами, движущимися с других направлений". Теперь все должно встать на свои места окончательно?

О поворотах, разворотах и дополнительных секциях светофора журналисты поговорили с инструктором Дмитрием Авсянкиным, который за профессиональный стаж с 2006 года буквально "съел собаку" на подобных вопросах.

– Почему вообще возникали и возникают подобные вопросы на дорогах? Вроде бы пункт 104 и в старой редакции Правил был достаточно понятным.

– Исходя из опыта, можно сказать так: этот пункт раскрывал ситуацию с разворотом и поворотом только наполовину. Учащиеся постоянно спрашивали, кто имеет преимущество во время такого маневра на перекрестке. Им было непонятно, как действовать. Приходилось объяснять по-другому, со ссылкой на пункт 103, будто бы никакой стрелки нет вовсе и маневр совершается просто на основной сигнал светофора.

Пункт 103 звучит так: "При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель транспортного средства, за исключением трамвая, обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо, и попутному трамваю”.

И это на самом деле не самая лучшая практика. Учащиеся постоянно спрашивали, где конкретно написано, кто и кому должен уступать. Мы были вынуждены сами доходить до конечных выводов. Но это же ПДД, здесь не должно быть таких ситуаций! Поэтому изменение в пункте 104 – одно из самых ожидаемых.

– Дополнительные секции со стрелками вообще немного больная тема для белорусских водителей. Тем, кто только учится на "права", еще труднее?

– Да, вопросов много, приходится с этим работать. Летом проще, так как на проезжей части достаточно места, чтобы ехать без пересечения траекторий. Зимой сложнее: проезжая часть сужается, возможностей для конфликтных ситуаций становится больше.

– Не один раз приходилось видеть, как даже опытные водители теряются при "прямой" стрелке в дополнительной секции светофора. Вроде бы и стаж есть, и за рулем не первый день. Как так?

– У нас с этими стрелками прямо беда какая-то. Все привыкли к стрелкам направо или налево. А стрелку прямо вообще часто как будто не воспринимают за полноценный сигнал светофора. Вдобавок к этому еще и отдельные перекрестки сделаны как идеальное место для "автоподставщиков".

Живой пример – один из перекрестков в Витебске. Выезд с АЗС оборудован светофором. 

С другой стороны у этого же места – светофор с дополнительной секцией со стрелкой прямо. То есть водители должны уступать тем, кто выезжает с заправки. 

На деле так никто не делает! Заправку вообще многие воспринимают как прилегающую территорию, тут уже не до светофоров. Очень странный перекресток.

– Насколько часто в жизни возникают конфликты на подобных перекрестках?

– На практике чаще всего уступает тот, кто разворачивается на стрелку вместе с основным зеленым. Так повелось, многие так и ездят. Иногда доходит до абсурда: кто-то более грамотный предоставляет разворачивающемуся его законное преимущество, а он стоит и не знает, что делать!

– Помогут ли изменения в ПДД настроить наконец-то всех на один лад?

– Сейчас в автошколах учащимся будут "вбивать" этот пункт 104, и они-то будут знать наверняка, что и как делать. Другое дело, что на дороге очень много водителей, которые даже не интересуются ПДД с момента получения "прав", что там до каких-то изменений. Поэтому единый стиль обязательно когда-то сформируется, но будет это очень нескоро. Пока же, будь вы хоть десять раз правы, не стоит забывать самое главное водительское правило "трех Д".

Железнодорожный переезд на улице Старомалыщинской в Гродно ежедневно пересекают сотни автомобилей, если не тысячи. Приче...
При покупке автомобиля будущих владельцев в основном волнует состояние машины, а вот о её возможном криминальном прошлом...
Сегодня состоялась встреча представителей двух мотоклубов и двух сообществ Гродно, где выбирались экспонаты для выставки...
Сегодня читатели АвтоГродно стали сообщать о том, что им приходит СМС от сервиса АТЛАС с текстом о взломе. Мы запросили ...
21 февраля правительство одобрило закрытие двух контрольно-пропускных пунктов на границе с Беларусью - Райгардас и Лавор...
Гражданин Республики Беларусь прибыл в Литву через дорожный пост Райгардас (сопредельный "Привалка") на автомобиле Volks...
В редакцию АвтоГродно позвонил мужчина, который представился владельцем компании по грузоперевозкам. Он рассказал, что е...
15 декабря прошлого года из Литвы в Беларусь через пункт пропуска «Каменный Лог» за рулем автомобиля Cadillac GMT 166 SR...
Следите за нами в соцсетях