| Автобизнес
| Автобизнес

Кто кому должен уступать при повороте и развороте на "стрелку"? Кое-что новое из ПДД

С 27 октября вступили в силу изменения в ПДД. Переделали немало пунктов, но среди них есть и такие корректировки, которые могли бы закрыть едва ли не извечные споры. Поворот и разворот на дополнительную секцию светофора – один из них.

Ситуация распространенная. Один водитель хочет развернуться на дополнительную секцию светофора с горящим основным зеленым, второй поворачивает в этот момент направо на просто стрелку.

Таких перекрестков полно в Беларуси, но в какой-то момент Правила дорожного движения как будто сломались, пишет Автобизнес.

Ранее пункт 104, который как раз и должен был оговаривать очередность проезда, звучал так: "При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений". В таком случае при повороте направо нужно уступить дорогу в том числе и тем, кто разворачивается. Логично?

Вроде бы да, но на практике с этим всегда были проблемы. Порой в ход шли аргументы о помехе справа и гудки клаксонов. Благо скорости на таких перекрестках небольшие, особо аварийными они никогда не были.

С 27 октября в п.104 ПДД внесли изменения. Теперь он дополнен следующей фразой: "При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с зеленым сигналом светофора, водитель имеет преимущество перед транспортными средствами, движущимися с других направлений". Теперь все должно встать на свои места окончательно?

О поворотах, разворотах и дополнительных секциях светофора журналисты поговорили с инструктором Дмитрием Авсянкиным, который за профессиональный стаж с 2006 года буквально "съел собаку" на подобных вопросах.

– Почему вообще возникали и возникают подобные вопросы на дорогах? Вроде бы пункт 104 и в старой редакции Правил был достаточно понятным.

– Исходя из опыта, можно сказать так: этот пункт раскрывал ситуацию с разворотом и поворотом только наполовину. Учащиеся постоянно спрашивали, кто имеет преимущество во время такого маневра на перекрестке. Им было непонятно, как действовать. Приходилось объяснять по-другому, со ссылкой на пункт 103, будто бы никакой стрелки нет вовсе и маневр совершается просто на основной сигнал светофора.

Пункт 103 звучит так: "При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель транспортного средства, за исключением трамвая, обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо, и попутному трамваю”.

И это на самом деле не самая лучшая практика. Учащиеся постоянно спрашивали, где конкретно написано, кто и кому должен уступать. Мы были вынуждены сами доходить до конечных выводов. Но это же ПДД, здесь не должно быть таких ситуаций! Поэтому изменение в пункте 104 – одно из самых ожидаемых.

– Дополнительные секции со стрелками вообще немного больная тема для белорусских водителей. Тем, кто только учится на "права", еще труднее?

– Да, вопросов много, приходится с этим работать. Летом проще, так как на проезжей части достаточно места, чтобы ехать без пересечения траекторий. Зимой сложнее: проезжая часть сужается, возможностей для конфликтных ситуаций становится больше.

– Не один раз приходилось видеть, как даже опытные водители теряются при "прямой" стрелке в дополнительной секции светофора. Вроде бы и стаж есть, и за рулем не первый день. Как так?

– У нас с этими стрелками прямо беда какая-то. Все привыкли к стрелкам направо или налево. А стрелку прямо вообще часто как будто не воспринимают за полноценный сигнал светофора. Вдобавок к этому еще и отдельные перекрестки сделаны как идеальное место для "автоподставщиков".

Живой пример – один из перекрестков в Витебске. Выезд с АЗС оборудован светофором. 

С другой стороны у этого же места – светофор с дополнительной секцией со стрелкой прямо. То есть водители должны уступать тем, кто выезжает с заправки. 

На деле так никто не делает! Заправку вообще многие воспринимают как прилегающую территорию, тут уже не до светофоров. Очень странный перекресток.

– Насколько часто в жизни возникают конфликты на подобных перекрестках?

– На практике чаще всего уступает тот, кто разворачивается на стрелку вместе с основным зеленым. Так повелось, многие так и ездят. Иногда доходит до абсурда: кто-то более грамотный предоставляет разворачивающемуся его законное преимущество, а он стоит и не знает, что делать!

– Помогут ли изменения в ПДД настроить наконец-то всех на один лад?

– Сейчас в автошколах учащимся будут "вбивать" этот пункт 104, и они-то будут знать наверняка, что и как делать. Другое дело, что на дороге очень много водителей, которые даже не интересуются ПДД с момента получения "прав", что там до каких-то изменений. Поэтому единый стиль обязательно когда-то сформируется, но будет это очень нескоро. Пока же, будь вы хоть десять раз правы, не стоит забывать самое главное водительское правило "трех Д".

28 августа в 22:35 житель Гродно, управляя мотоциклом, двигался на одном колесе на пересечении улиц Поповича и Советских...
Около часа дня 10 сентября на 194-м километре трассы М6, вблизи деревни Шпильки, произошло столкновение автомобилей Skod...
«Вот и лето прошло!» — именно этой фразой встречали журналистов av.by продавцы в Малиновке. Некоторые из них охотно дели...
Воскресенье, выходной, теплый вечер, 1 сентября...Душа ждала праздника. Житель Лиды и сделал себе этот праздник. Как сум...
Согласно статистике Госавтоинспекции, число дорожно-транспортных происшествий с лицами на средствах персональной мобильн...

Об этом сообщили на предприятии "Гродножилстрой".

8 сентября белорус Григорий Алексиевич, который находится в Клайпеде, объявил голодовку и устроил одиночный пикет с приз...

В 22:34 на улице Кабяка в Гродно произошел конфликт между женщиной и водителем маршрутки.

Следите за нами в соцсетях