| av.by
| av.by

"Автосервис все возместил, хотя бороться пришлось девять месяцев". Белорус подал в суд на СТО – и выиграл

Белорусские автомобилисты нередко сталкиваются с некачественным ремонтом: спроси любого знакомого – и в ответ получишь пачку таких историй. Чаще всего они ничем не заканчиваются, ведь в большинстве случаев потребитель слабо знает свои права.

Сегодняшний «кейс» – редкое исключение, когда автовладельцы добились правды через суд, хотя и потратили на путь к справедливости девять месяцев.

Что произошло, рассказывает av.by.

«После ремонта установили рейку – руль не крутится»

Владимир и его жена Наталья являются собственниками седана Jaguar XE уже три года. Автомобиль приобретался у официального дилера, предназначался для супруги нашего собеседника. Машина не доставляла хлопот, а эксплуатация казалась беззаботной.

– Прошлой зимой супруга наехала на сугроб и порвала пыльник на рулевой рейке, – рассказывает житель Барановичей. – Из-за этого в рулевой рейке появился характерный хруст. Мы обратились на местную сервисную станцию, чтобы заменить пыльник. Там сказали, что такую работу могут произвести, однако это, возможно, не решит проблему: необходима диагностика самой рулевой рейки. Мол, найдите специализированную СТО. Мы отыскали такой сервис в Минске и обратились уже к ним.

Я обсуждал с компанией диагностику рулевой рейки, а также её ремонт в случае, если она неисправна. Мы обо всём договорились. Довезти автомобиль до столицы на эвакуаторе стоило 400 долларов, поэтому я стал уточнять, смогут ли они приехать в Барановичи и продиагностировать на месте. Ответ был такой: «Не вопрос, снимайте рулевую рейку и привозите к нам сами». На этом и остановились.

– Через день, после того как в автосервисе приняли механизм, их директор позвонил мне и сказал, что рулевая рейка в норме – всё отлично. Заменить ремень и подшипник будет стоить 500 долларов, и это решит проблему с хрустом. Я согласился и отправил деньги, правда, как потом выяснилось, перевод был не на расчётный счёт, а на личную карту директора сервиса. Забегая вперёд, скажу, что за такое он получил очень большой штраф.

– Когда оплата была проведена, они занялись ремонтом механической части рулевой рейки. Заменили подшипник и ремень, а остальное не то вовсе не диагностировали, не то изучили плохо. По завершении работ выдали заказ-наряд, где указано, что механическая и электрическая части рейки в полном порядке. Я забираю деталь и привожу в Барановичи на местную СТО, а механики её устанавливают, и… руль не крутится!

– Естественно, сразу звоню в Минск – с рулевой рейкой что-то не то! На это поступает ответ, мол, во всём виновата станция, где запчасть устанавливали. Якобы при монтаже электрорейки нужно было снимать клеммы с аккумулятора. Конечно, мы начинаем предъявлять претензии к установщикам. В досудебном порядке назначается экспертиза, а эксперт поясняет: нет, клеммы никак не могли повлиять на работоспособность рулевой рейки и вызвать поломку такого характера.

– Потом мы повезли специалиста на якобы профильную станцию, где проводился ремонт рулевой рейки. Как оказалось, для диагностики механизма у них был некий самодельный аппарат. Если кратко – специализированного оборудования нет. Эксперт дал заключение, что в результате человеческого фактора работники могли ошибиться.

– На самом деле электронный блок управления, скорее всего, они сожгли своим самодельным оборудованием. Когда рулевую рейку проверяют, накидывают провода, которые должны иметь определённое сопротивление согласно методике завода-изготовителя. Прикидывая сопротивление на глаз, они запросто могли вывести из строя ЭБУ. С такой позицией мы пошли в суд.

«Вода попала в механическую часть после разрыва пыльника – рейку нельзя было снимать»

После предварительных экспертиз начался долгий процесс судебных процедур, и здесь важно отметить, что Владимир – владелец юридической компании. Хотя защитой прав потребителя он ранее не занимался, для поиска справедливости был вынужден погрузиться в эту тему с головой. Ситуацию осложняло то, что его беременная супруга нуждалась в автомобиле, а надежда на скорое разрешение конфликта выглядела призрачной.

– Вторая судебная экспертиза была назначена через четыре месяца. Специалисты установили: блок управления вышел из строя из-за того, что рулевую рейку сняли с машины и перемещали в пространстве. И вопрос даже не в демонтаже. Если это действительно профильный сервис, то они должны были предположить, что после разрыва пыльника в механическую часть рулевой рейки попала вода. Соответственно, обязаны были понимать: раз там жидкость, то при снятии и перемещении через скрытые полости она попадёт в блок управления. Собственно, это и произошло – таким было объяснение эксперта.

– Автосервис нам всё возместил, хотя бороться до победы пришлось девять месяцев. Всё указанное время я сам работал над делом, и для меня стало вопросом принципа добиться справедливости. Особенно когда беременной супруге регулярно требовались визиты к врачу в Бресте, – поясняет Владимир. – Будучи в положении, на электричках не наездишься.

– Получается, на девять месяцев автомобиль превратился в «недвижимость»?

– Нет-нет, «Ягуаром» мы пользовались, а ремонт пришлось производить за свой счёт, не дожидаясь решения суда. До судебной экспертизы нужно было оставить рулевую рейку на машине, а после смотра специалистом стала доступна её замена.

«Вместо $500 за ремонт рейки – 10-11 тысяч рублей выплат»

– В процессе тяжбы выяснилось, что автосервис не внесён в реестр бытовых услуг РБ, то есть фактически любые работы, проводимые ими до момента регистрации в реестре, расценивались государством как незаконная предпринимательская деятельность, даже если сами по себе они официально зарегистрированы как организация. За это компания получила штраф, вдобавок – ещё один за оборот наличных денежных средств мимо кассы. Нарушения были на каждом шагу: от несоблюдения СТБ до игнорирования Закона «О защите прав потребителей».

– Наиболее интересный и подозрительный момент был в том, что в уставе их общества о защите прав потребителя фамилия учредителя написана с ошибкой. Соответственно, идентифицировать владельца возможно только по паспортным данным. Фактически получается следующее: если они запустят юридическое лицо в ликвидацию и подобных нам потерпевших окажется много, то никто и ничего не взыщет. Учредителей к субсидиарной ответственности не привлечь, – констатирует мужчина. – Между прочим, эта СТО работала с 2017 года.

– «Благодарных» отзывов о деятельности данного сервиса в Сети тоже оказалось немало. Правда, мне стоило с ними ознакомиться прежде, чем обращаться туда, – с грустью усмехается Владимир. – В процессе фирму просто разобрали по пунктам: нарушено было всё, что только возможно.

– Я не конфликтный человек, занимался этим вопросом не потому, что юрист и хочу тут шашкой махать. В досудебном порядке сервису много раз предлагалось решить проблему. Договариваться они не хотели, отрицая свою вину. А к чему мы в итоге пришли, я уже рассказал. Если посчитать издержки, полученные фирмой в результате этого конфликта, то выходит следующее. Стоимость ремонта рулевой рейки была 500 долларов. А теперь они выплачивают 3 500 рублей за экспертизу, назначенную судом, возмещают моей семье ущерб – 3 500 BYN и вносят госпошлину за проигранное дело. Думаю, весь конфликт обошёлся в сумму около 10-11 тысяч рублей, не считая всех уплаченных ими штрафов.

«Сомневаетесь в способности СТО возместить убытки – просите суд наложить арест»

Будучи специалистом в области права, Владимир поделился несколькими советами, способными помочь потребителю отстоять свои интересы.

– Для людей, кто не знает, с чего начать отстаивать свои права, лучше обратиться в общество защиты прав потребителя. В таком случае для СТО это приведёт к удорожанию судебного процесса. Суд вправе взыскать не только сумму ущерба потребителю, но и такую же сумму в доход государства, в пользу местного бюджета. Если бы подобное произошло в нашей ситуации, сервис заплатил бы 3 500 рублей моей супруге и столько же в бюджет.

Предупреждение негативных последствий

1. При приёмке автомобиля в ремонт СТО обязана оформить заказ-наряд. Обратите внимание, что в заказ-наряде должны быть указаны все виды работ, в том числе и смежные. Например, для демонтажа генератора необходимо предварительно демонтировать радиатор – данную операцию также надо отразить в заказ-наряде. Это исключит ситуацию, когда при замене/ремонте одной запчасти может быть повреждена другая. Доказать, что на СТО проводились работы с деталью, которая не имеет отношения к непосредственному ремонту, будет намного легче.

2. Если при получении авто заказчиком сервис утверждает, будто автомобиль должен адаптироваться, необходимо немного поездить, чтобы приспособился бортовой компьютер, и прочее, в заказ-наряде нужно указать, что машину клиент забирает с недостатками (и отобразить их). В свою очередь, следует потребовать, чтобы причины «адаптации автомобиля» были прописаны в рекомендациях в заказ-наряде.

3. Оплачивайте услуги автосервиса исключительно с получением чека. В противном случае при обращении в суд необходимо будет отправляться в налоговую инспекцию и проводить проверку по факту оказанной услуги для подтверждения оплаты. Без чека или квитанции к заказ-наряду процесс обращения в суд может усложниться.

Порядок досудебного урегулирования

Если вас не устраивает качество ремонта автомобиля либо ненадлежаще оказанный ремонт потребовал дополнительных расходов, связанных с устранением его последствий, в адрес СТО необходимо направить претензию о порядке досудебного урегулирования, где нужно указать характер некачественного ремонта и ущерб, связанный с его устранением. Можно предложить автосервису возместить вам стоимость оказанной и оплаченной услуги, а также размеры понесённого ущерба.

Претензию следует направлять почтой с уведомлением об отправлении, а также можно продублировать обращение по электронной почте и в мессенджерах. Нередки случаи игнорирования письменных претензий со стороны станций технического обслуживания. Подтверждающие документы об отправке будут в суде свидетельством того, что со своей стороны потребитель приложил все усилия для досудебного урегулирования спора.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей», требования потребителя о возврате суммы за ненадлежаще оказанную услугу, а также о возмещении убытков должны быть удовлетворены в течение семи дней с момента предъявления соответствующей претензии. В случае когда исполнитель не согласен с предъявленной претензией, он письменно уведомляет потребителя о назначении экспертизы с целью установить причинно-следственную связь между произведёнными работами (услугами) и характером убытков, которые предъявлены потребителем. Если взаимосвязь между причинёнными убытками и оказанными услугами не будет установлена, потребитель обязан возместить стоимость проведённой экспертизы исполнителю.

Игнорирование претензии со стороны исполнителя не ограничивает право потребителя через семь дней обратиться с исковым заявлением в суд.

Подготовка к судебному процессу

При подаче иска о защите прав потребителей госпошлина не уплачивается (основание: приложение № 13; пункт 1.1.9 ч. 1 ст. 285 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Для обращения в суд необходимо подготовить все необходимые документы, подтверждающие ваши исковые требования:

- квитанцию об отправке и копию претензии, направленной в адрес исполнителя;

- квитанцию об оплате услуги и заказ-наряд, заключение эксперта (если таковое имеется);

- подтверждающие документы о дополнительных расходах, связанных с ненадлежащим ремонтом (квитанции о прохождении диагностики на другой СТО — если диагностика делалась с целью установить истину, не опираясь на заключение сервиса, который ненадлежащий ремонт произвёл; квитанции о том, что потребитель вынужден был устранить неполадки на стороннем сервисе, и т. д.).

Перед подачей искового заявления в суд необходимо проверить, включён ли исполнитель (СТО) в республиканский реестр бытовых услуг. Указом Президента Республики Беларусь от 24.07.2014 № 371 «О создании государственного информационного ресурса «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь» (далее – Указ № 371) определено, что деятельность в сфере бытового обслуживания населения вправе осуществлять только юридические лица и ИП, включённые в реестр бытовых услуг. Под деятельностью в сфере бытового обслуживания населения понимается предпринимательская деятельность по предоставлению физическим лицам бытовых услуг, перечень видов которых определяется Советом Министров. Формирование и ведение реестра возложено на МАРТ – ведомство, согласно Указу № 371, является его владельцем и выдаёт лицам, внесённым в реестр, соответствующие свидетельства.

Субъекты хозяйствования (юридические лица и ИП), не включённые в реестр бытовых услуг, с 01.06.2015 не вправе заниматься оказанием таких услуг. Нарушителю может грозить административная ответственность по ч. 2 ст. 12.7 КоАП Республики Беларусь, а для потребителя данный факт – подтверждение, что исполнитель в принципе не мог оказывать такого рода услуги.

В индивидуальном порядке, если очевидно, что исполнитель уклоняется от претензионной работы с потребителем, допустимо обратиться в суд с ходатайством об аресте имущества ответчика – это мера по обеспечению исковых требований. После удовлетворения таких требований допускается совместно с судебным исполнителем присутствовать на описи имущества на СТО. Данное действие, во-первых, будет гарантировать возмещение ущерба потребителю после вынесения решения судом, а во-вторых, может являться в суде дополнительным доказательством: опись оборудования позволит оценить возможности оказания услуги автосервисом. Требования к необходимому оборудованию определены в СТБ 1172-2011.

***

Хотя Владимир доволен, что ему удалось покрыть затраченные на ремонты и экспертизы средства, мужчина по-прежнему убеждён: «Лучший суд – это суд, который не начался. Нужно признавать свои ошибки и учиться договариваться. Потребителю – помнить о своих правах».

Председатель Гродненского облисполкома Владимир Караник ознакомился с ходом реконструкции пешеходного моста в Румлевском...
К наступлению зимнего периода автовладельцы "переобуваются" в подходящую сезону резину, однако старым шинам не всегда на...
Использование прав, полученных таким хитрым способом, незаконно. За это грозит уголовная ответственность, поэтому не вед...

Первые чартеры на турецкие курорты начнут летать из Беларуси в 2025 году в апреле.

По инициативе Вильнюса свою работу ранее приостановили четыре погранперехода, на данный момент действуют лишь два КПП.

В белорусском Погранкомитете сообщили, что сотрудники литовского пункта пропуска "Мядининкай" установили новый антирекор...
Стало известно, что Nissan испытывает серьезные финансовые трудности: за первую половину 2024 года прибыль компании...
Следите за нами в соцсетях