Легендарная марка Ikarus пережила очередную реинкарнацию: производство автобусов в Секешфехерваре возобновилось, но теперь это чисто электрические машины – модель 120e. Откуда они вдруг взялись и что собой представляют?
Электробус Ikarus 120e – это плод сотрудничества венгерских инженеров и Китайской локомотивостроительной корпорации (China Railway Rolling Corporation, или сокращенно CRRC), которая в том числе занимается и производством электрического городского транспорта.
Кстати, с продукцией CRRC знакомы и белорусы: в 2017 году два электробуса этой марки были подарены Могилеву к его 750-летию китайской провинцией Хунань, рассказывает Автобизнес.
В начале 2018 года машины, получившие собственные имена "Хунань" и "Могилев", начали работать в областном центре на троллейбусном маршруте №4.
Фото mogtrollbus.by
Летом того же 2018 года CRRC Urban Traffic, дочерняя компания CRRC Group, и венгерская Ikarus Group зарегистрировали совместное предприятие Electrobus Europe Zrt, которое должно было начать выпуск электробусов. А уже в декабре на главной площади Секешфехервара прошла презентация первого совместного детища – низкопольного электрического автобуса Ikarus-CRRC IC 1211 U CityPioneer, который был собран в Венгрии, но оказался очень похож на электробусы из Могилева.
Фото magyarbusz.info
Тогда же было объявлено, что совместное китайско-венгерское предприятие будет производить не менее 200 электробусов в год, а в более долгосрочной перспективе цель состоит в том, чтобы увеличить выпуск электробусов до 3000 единиц в год.
Фото magyarbusz.info
Демонстрационная модель CityPioneer 12 (название для удобства несколько сократили) отправилась на сертификационные испытания, а инженеры Ikarus занялись адаптацией китайского исходника (а он был – San Bus King TEG6125BEV) к европейским потребностям и нормам.
Пока в Секешфехерваре шло изготовление других демонстрационных электробусов "нулевых" серий (есть информация, что общее число машин в них составило два десятка), в конструкцию базовой модели был внесен целый ряд изменений. Так, например, был усилен каркас кузова, что позволило разместить на крыше шесть из десяти аккумуляторных батарей и увеличить площадь низкого пола в салоне (у оригинальной модели часть батарей находилась в подиуме между передней осью и средней дверью). Передняя и задняя маски получили оригинальный дизайн. Изменили планировку салона и его оснащение, среднюю дверь сместили к центру. В процессе преобразований электробус сменил название с CityPioneer 12 на Ikarus 120e.
В ноябре 2021 года на выставке Greentech был представлен уже серийный вариант Ikarus 120e – "первый полностью электрический автобус, разработанный и изготовленный в Венгрии, получивший европейское одобрение типа", как было отмечено в официальном пресс-релизе Electrobus Europe Zrt.
В марте нынешнего года два электробуса Ikarus 120e с ночной зарядкой были поставлены в Капошвар (это город с населением 64 тыс человек в 189 км юго-западнее Будапешта).
На прошлой неделе была завершена поставка партии из 12 электробусов (также с ночной зарядкой) в Секешфехервар. Город заплатил за них 1,76 млрд форинтов (4,25 млн долларов). То есть один Ikarus 120e стоит примерно 350 тыс долларов.
Что транспортники получат за эти деньги?
Ikarus 120e оснащен литий-железо-фосфатными (LFP) аккумуляторными батареями емкостью 314 кВт·ч (их производит китайская CATL), которые позволяют проехать на одной зарядке до 250 км при включенном на полную мощность электрическом отоплении или работающем кондиционере. Без дополнительной электрической нагрузки (в идеальных условиях) электробус способен проехать и все 350 км. Время зарядки с 20 до 100% – 3 часа при мощности зарядной станции 100 кВт (5 часов – при мощности 65 кВт).
Агрегатная база – европейского производителя: рулевое управление, передняя ось и портальный задний мост – производства ZF. Но электрический двигатель t-DRIVE-MD2021 мощностью 245 кВт (он передает крутящий момент через карданный вал) и другое электрическое оборудование поставляет китайская CRRC.
Снаряженная масса Ikarus 120e составляет 12500 кг, полная – 18600 кг. Габаритные размеры электробус имеет следующие: длина – 12000 мм, ширина – 2550, высота – 3270 мм. Производитель дает 16-летнюю гарантию по кузову (он полностью изготавливается на заводе в Секешфехерваре), а это два цикла работы батарей.
В салоне Ikarus 120e предусмотрено 28+2 сидячих мест, еще 55 пассажиров смогут ехать стоя. Оборудование – стандартное для "европейца": электронная система информирования пассажиров, USB-разъемы для подзарядки гаджетов, WiFi-роутер, бортовые камеры и системы помощи водителю.
Уже сейчас в Секешфехерваре готовы выпускать и двухдверный (пригородный) вариант электробуса. А конструкторы работают над сочлененным 18-метровым вариантом.
Будущее Ikarus за электробусами?
Человек, которому легендарная венгерская марка больше всего обязана своим возрождением, – президент и владелец Ikarus, Videoton и Műszertechnika Holdings Габор Селеш хочет на это надеяться, но признает, что выход на рынок Ikarus 120e произошел не в самое удачное время.
"Производителям электрических автобусов сейчас тяжело – кризис, – поделился своим мнением с изданием magyarhirlap.hu Габор Селеш. – Даже в Германии экологические проекты отодвинуты на задний план, несмотря на лидерство партии зеленых. Поэтому операторы сейчас меньше заинтересованы в выводе из эксплуатации дизельных автобусов и замене их на электрические – это в настоящее время не является приоритетом. Такая же ситуация и Венгрии. В общем, перезапуск Ikarus в нынешний период не самая удачная вещь…"
Так что же, Ikarus может вернуться к производству и обслуживанию дизельных автобусов? "Этого нельзя исключать, – заявил Габор Селеш, – но мы этого не хотим".
Оба автомобиля полностью беспилотные. У них нет ни педалей, ни рулевого колеса.
Власти соседней страны уже одобрили предложенные законодателями изменения.
Потребность в бетоне при установке дорожных знаков была завышена в 25 раз.
Микрорайоны индивидуальной жилой застройки в Гродно не остаются без внимания.