Два года назад в Беларуси появился первый автомобиль серии Legends Cars – бешеный и захватывающий гоночный аппарат. Чемпионаты на такой технике проходят по всему миру. Эта машина периодически сдавалась в аренду. Все изменилось этой осенью, когда на территории РСТЦ в Стайках появились еще три похожих гоночных автомобиля.
Журналисты "Автобизнеса" съездили в гости и узнали, что собираются делать с этими быстрыми машинами.
Раз – "легенда", два – "легенда"...
Главное – не запутаться в "легендарности" белорусского автоспорта. В Стайках проводится чемпионат по трековым гонкам "Легенды СССР", где гоняются на старых подготовленных "жигулях", и их мы успели опробовать зимой. Та техника, что на фото в этом материале, – это Legends Cars, монокласс, машины для которого собирают в США и продают по всему миру. Серия популярна, поскольку машинки относительно дешевые (если сравнивать со стоимостью серьезных болидов), но при этом весьма азартные и быстрые.
О технической составляющей Legends Cars мы подробнейшим образом рассказывали два года назад, тогда же опробовали "легенду" в деле, так что повторяться нет смысла. Вкратце напомним: под капотом 1,3-литровый двигатель от мотоцикла Yamaha на 132 силы, спереди дисковые тормоза, сзади барабанные. Масса – 600 кг с пилотом. Ультимативный "снаряд"!
В сентябре такую технику в гонках опробовал Сергей Лапицкий – известный белорусский гонщик, а также директор гоночного комплекса РСТЦ ДОСААФ. На питерском автодроме "Игора Драйв" он выиграл оба гоночных заезда. И понеслось – в боксах возле трекового стадиона в Стайках теперь "живут" сразу несколько "легенд". Встречаемся с Сергеем и с ходу подкалываем: мол, он на чем только не гонялся и побеждал, а теперь нашел новую "игрушку"?
"Ты же знаешь, что я люблю гоняться на всем, в том числе на картах класса KZ2. Но для многих карт – это игрушечная вещь, – серьезно объясняет Сергей. – Какого бы уровня ни были картинговые соревнования, даже чемпионат мира, это все равно гонки на маленьких машинах. А вот когда люди говорят про шоссейно-кольцевые гонки, то подразумевают нормальные, полноценные автомобили.
"Легенды" участвуют на больших трассах, где гоняются в том числе на Ferrari, Porsche, машинах класса "Туринг" или "Туринг-Лайт". Но по ощущениям "легенды" гораздо интереснее, чем любая из перечисленных машин. Стоимость такого автомобиля варьируется от 10 до 15 тысяч долларов, и за относительно небольшие для автоспорта деньги можно попасть в большой чемпионат. Плюс Legends Cars – это мировая серия: машины строят в США, а оттуда продают по всей планете. Есть национальные чемпионаты в России, Финляндии, Италии и не только. Завод продает порядка 350 гоночных автомобилей в год".
Чем же так хорош Legends Cars? Сергей среди преимуществ называет "моноклассовость" – мол, все машины номинально одинаковые, а потому самый богатый или хитрый пилот не получит преимущества, гонка вооружений и бюджетов нереальна. "Конечно, всегда есть "хитрые", которые что-нибудь придумают. Но представь, на что они способны в более свободном по требованиям классе?" – спрашивает Сергей. А мы в ответ спрашиваем у гонщика-директора (или директора-гонщика?) про то, как ему гонки в России.
"РСКГ – это российская серия кольцевых гонок. Если сравнивать с тем же картингом, то это примерно то же самое, только умноженное в несколько раз даже чисто внешне: играет музыка, девочки с зонтиками в нарядах, шарики. Атмосфера праздника, понимаешь, что занимаешься серьезным делом.
За пару дней до соревнований есть время потренироваться. Как правило, можно провести от четырех до шести сессий. Потом начинается официальная часть: тренировка, квалификация, которая определяет позицию на старте первого заезда, и две гонки по 20 минут плюс 2 круга. На второй заезд стартовую решетку располагают реверсивно по отношению к результатам квалификации: показал самый быстрый круг – стартуешь последним.
В этом году в России ехало множество "шорткатов", у них этот класс на подъеме. Вместе с ними запустили наш Legends 600 и Legends Evo. Суммарно было под 40 машин на старте. Legends 600 – самые слабые прототипы, у них примерно 130-132 лошадиные силы против 180 у Evo – они везут по 10 секунд с круга, их даже "шорткаты" догнать не могут.
"Шорткаты" примерно на 3 секунды быстрее Legends 600. Меня спасло то, что пилоты участвуют разноплановые, на старте они боятся, у них туго с обгонами. Я не был самым быстрым, просто на старте успевал обогнать с десяток "шорткатов", а дальше пользовался воздушным мешком и имел преимущество за счет одной прямой. Так вез соперникам по классу две секунды с круга. "Шорткаты" постепенно обгоняли, но я цеплялся за них и таким образом смог оторваться от прямых конкурентов".
Сколько это стоит?
По словам Сергея, в Стайках постепенно появляются новые "легенды" – черный автомобиль купили буквально на минувшей неделе. Еще один, белый, в день съемок уехал на выступления в Борисов, а машина бывшего раллиста Анатолия Шимаковского (она мелькала в нашем тесте 2020 года) пока стоит в другом боксе. Суммарно четыре автомобиля в комплексе – и директор РСТЦ считает, что это не предел. Но где искать эти "легенды"? В обычной базе объявлений их вряд ли найдешь!
"Как ни странно, я нашел свою машину именно в базе объявлений! – улыбается Сергей. – Пошурудил интернет, нашел пару объявлений во "ВКонтакте", две машины продавали на "Авито". Ребята говорили, что видели "легенды" и на Авто.ру. В принципе, когда попадаешь в эту среду, начинаешь дружить с другими гонщиками и командами. В Россию таких машин завезли много, следовательно, они по гаражам стоят – нужно только бросить клич.
Если не удастся найти там, то всегда можно заказать из США или любой другой страны, привезти как спортинвентарь или на запчасти. Другие гоночные машины из-за рубежа так просто не пригонишь. Сколько стоят новые? Не узнавал, но, думаю, порядка 25-30 тысяч – это будет цена на машину "из упаковки", – говорит гонщик.
25-30 тысяч? Да это же цена хорошего "гражданского" автомобиля, и сумасшедших, готовых купить "легенду" в Беларуси за такие деньги, вряд ли много. Но мы же помним, что в основном на рынке "легенд" представлена "бэушка", и она обойдется на 10-15 тысяч дешевле. Не "три копейки", конечно, но сезон в быстром классе в картинге обходится чуть ли не в такие же деньги. Да и хорошие дрифтовые "корчи" для второй лиги сейчас стоят примерно столько же, если не дороже. Ради интереса начинаем подбивать калькуляцию на "легенду" и для "пессимистичного" расклада считаем по максимальной планке.
"Допустим, вы купили машину, обновили ее, подкрасили – это 15 тысяч долларов, – прикидывает Сергей. – Дальше можно заявиться в РСКГ – стартовый взнос на один этап обойдется в 400 долларов. В эту сумму включена вся процедура: тренировочный, квалификационный и два гоночных заезда. Естественно, нужно попрактиковаться перед этапом. На это уйдет от 300 до 500 долларов за аренду трассы.
Первый болезненный момент – приобретение экипировки. Требования к ней жесткие, она должна быть в идеальнейшем состоянии. Например, я неправильно пришил логотип спонсоров РСКГ – и меня чуть не заставили купить новый комбинезон из-за микродырочки! Просто нитка была продета не так, а у них за этим очень крепко следят. Поэтому "экип" придется купить хороший и качественный: нижнее белье, комбинезон, шлем, система HANS, перчатки и обувь. Это порядка 5000 долларов. Деньги большие, но это разовая трата.
Дальше начинаются расходы по мелочи, например, передвижение до трассы. "Легенда" очень простая в транспортировке, весит всего 500 килограммов и небольшая по размеру. Я ехал в Питер на своем микроавтобусе с обычном тентованным прицепом, в который загнал машину, сложил тележку и палатку. Так что сюда считаем стоимость топлива, аренду прицепа (если его нет) и гостиницы.
На соревнования нужно купить комплект колес. Ключевой момент – он практически не изнашивается. Машина легкая, шины стойкие. Если в любом другом классе нужно несколько комплектов на уикенд, то в "легендах" на одном комплекте проезжается два этапа, а между ними еще можно потренироваться. Если не ошибаюсь, мой комплект обошелся в 350 долларов. Можно сказать, дешевле, чем резина на "гражданский" автомобиль.
Про тормоза можно сказать то же самое. Система здесь простая: спереди – невентилируемые диски, сзади – барабаны, износа практически нет. Проехал гонку, провел кучу показательных выступлений, тренировался у нас на картодроме, где нагрузка на тормоза очень большая из-за постоянных разгонов и торможений, – все в отличном состоянии.
Двигатель стандартный, от мотоцикла Yamaha, моторесурс у него большой. Даже если он сломается, то в России можно найти "бэушный" агрегат от 700 до 1000 долларов: мотор, коробка передач и сцепление. По меркам взрослого автоспорта это совсем недорого".
Как выяснилось, и настраивать этот гоночный автомобиль достаточно просто. Сергей говорит, что из основного доступного – развал-схождение, высота и жесткость пружин.
"Сзади сплошная ось, что делает настройку еще более простой. Очень многое в данной серии зависит от ощущения пилота и того, насколько он агрессивен и готов ехать на грани. Порой настройки даже ничего не решают, важно просто чувствовать момент срыва колес", – делится секретом гонщик.
"Стоимость восстановления после аварии невелика"
Но мы еще из теста двухлетней давности знаем, что "легенда" – машина с характером. С наскока с ней подружиться не получится, поскольку "взбрыкивает" она охотно. Сергей же готов сдавать автомобиль в аренду всем желающим для заездов по картодрому в Стайках. И тут резонный вопрос: не боится ли он за не самую дешевую машину, которую сдуру или по неопытности может разбить новичок?
"На самом деле сесть в нее может любой – у меня даже жена пробовала ею управлять, – откровенничает Сергей. – Вопрос не в том, есть ли опыт управления быстрой или гоночной машиной. Вопрос только во внутренней адекватности. Да, машина мощная, нервная, но при этом прогнозируемая: сколько "газа" открыл, так она и едет. Тот же карт KZ2 не позволяет ехать медленно, для езды на нем необходим опыт. "Легенда" же проще, она может ехать как на холостых оборотах, так и на 10 тысячах. Речь только про безопасность человека, который в нее садится. При этом сама машина, по сути, один большой каркас безопасности. При наличии экипировки ничего страшного не произойдет.
Одно дело стоимость машины, а другое – стоимость ее восстановления. Моделируем ситуацию: новичок врезался на другом гоночном автомобиле и на "легенде". Меры безопасности сделали свое дело, колеса из ограждения его "обвязали". Согнул он лонжерон в гоночной машине – придется везти на стапель и обращаться к специалистам. А на "легенде" все обойдется заменой тяги, кулака, приварим новую трубу – и поехали дальше. Поэтому стоимость восстановления этой машины невелика".
Аренда – это, конечно, хорошо, но главным образом Сергей нацелен на поиск единомышленников, которые готовы выставить автомобили для участия в гонках в Беларуси или за рубежом. Пока машин немного, в планах – регулярные тренировки, внутриклубные соревнования, возможно, даже рейтинговые. Однако на дворе конец октября, летний сезон заканчивается, скоро зима. "Легенды" уйдут в спячку?
"Ты знаешь, что я фанат гонок по овалу, – Сергей заходит издалека. – Не сомневайся, у меня уже есть комплект шипованных колес, и однозначно заезды будут проводиться и во время наших зимнего чемпионата "Горячий лед". Заводом эта машина задумывалась как универсальная: она гоняется и по асфальту, и по грунту, и по льду. Все приобретенные нами автомобили участвовали в ледовых гонках в России. Есть огромное желание съездить в Москву на пару зимних этапов".
Сейчас в РСТЦ четыре "легенды", и Сергей надеется, что до наступления холодов "автопарк" пополнится еще несколькими машинами, дабы полноценные гоночные заезды в Беларуси могли состояться уже этой зимой. Директор комплекса в Стайках зовет в гости и всех интересующихся:
"Сейчас я как раз популяризирую эту серию, любой может написать мне в соцсети или в Instagram нашего автодрома. Приходите сюда на экскурсию. Можно будет посидеть в машине, посмотреть, из чего она состоит, задать все вопросы по поводу ценообразования. Каждый, кто хоть раз сел в "легенду", вряд ли сможет ее забыть и, скорее всего, станет потенциальным участником гоночной серии".
Новый жилой район на юге Гродно займет 45,93 га. Его название "Южный 8, 10".
Необдуманный поступок женщины едва не обернулся трагедией.
На территории немецкого города Мехерних произошло смертельное ДТП, после которого разыскивался и был задержан белорус.