Знаете ли вы историю Нового моста в Гродно? Как его строили, как официально называли, что до него в этом месте был другой мост? А что остров возле моста насыпали специально, чтобы направить течение Немана между опорами? Редакция АвтоГродно собрала увлекательные факты и старые фотографии моста на Поповича. Публикуем.
Военный мост начала XX века
Строительство Нового моста - вторая половина 60-х годов
Особенность соединения балок Нового моста
Построили на месте трассы для мотокросса
Официальное название – "Мост Строителей"
Ремонты и реконструкция
Какие новости связаны с мостом на Поповича?
Современные фото моста
Военный мост 1910-1920е годы
Мало кто помнит, что 100 лет назад вблизи нынешнего Нового моста находился деревянный военный мост.
Если точнее, он располагался между нынешними улицами Герасимовича (что на левом берегу Немана) и Неманской (что на правом берегу поднимается в горку):
"Улицу Неманскую во времена Российской империи в начале XX века называли "фортовой дорогой". Она вела к земляным фортам Гродненской крепости. Один из них находился в Пышках, второй в районе улицы Богуцкого. Эта дорога имела военное значение и подходила к мосту, который вы видите на фотографии ниже", – рассказывал на своей лекции гродненский историк Андрей Вашкевич.
1915 - 1916 года
1921 год
Мост служил военным - как царским, так и позже немецким.
"Мост разрушали дважды. Сначала мост уничтожили в 1920-м году во время "Советско-польской войны", но затем его быстро восстановили инженеры саперных частей польской армии. Что говорит о том, что у моста было важное значение", – рассуждает Андрей Вашкевич.
Восстановление моста весной 1922 года
Неизвестно, когда деревянный мост уничтожили во второй раз, но его столбы всем хорошо видны и сегодня. Особенно летом, когда Неман становится мельче:
Ищите их между островом и правым берегом Немана. К слову, этот остров насыпали строители, чтобы направить течение Немана между двумя опорами Нового моста. Протока между островом и берегом не имеет судоходного значения, поэтому столбы первого деревянного моста не стали демонтировать.
Строительство Нового моста - вторая половина 60-х годов
Во второй половине 60-х годов правительством было принято решение о строительстве нового моста через реку Неман в районе улицы Поповича, которая к тому времени начала формироваться. Строительство моста было поручено Брестскому мостопоезду № 811 (прежнее название «Мостоотряда-58»).
В те годы сооружение таких непростых в техническом и финансовом плане объектов велось не так быстро, как сейчас. Работы велись неспешно, в одну смену, у рабочих были выходные, как у всех трудящихся и праздничные дни. Об этом рассказывал Виктор Саяпин.
Фото Виктора Саяпина
Особенность соединения балок Нового моста
"Балки Нового моста между собой соединены так, что они двигаются друг относительно друга. Поэтому мост постоянно находится в движении, это нормально, так продумано. Если вы идете по мосту и мимо вас проезжает тяжелый грузовик, то может создаться впечатление, что вас подбрасывает", – говорит Андрей Вашкевич.
Эти соединения балок хорошо видны на следующем снимке:
Установка балки
"Если мне не изменяет память, в начале осени 1970 г. строители положили первые четыре мостовые фермы на центральном пролете и оба берега соединились. Мне с товарищем удалось в числе первых гродненцев пройти по еще не завершенному мосту и запечатлеть это на фото (тогда это все было элементарно просто). Ввели мост в эксплуатацию в 1971 г., обустроив берега, соорудив спуски для пешеходов к реке по обе стороны моста", – рассказывал Виктор Саяпин.
Длиной мост получился 300 метров, а шириной - чуть более 20.
Построили на месте трассы для мотокросса
Место для строительства было выбрано в районе старейшего в городе еврейского кладбища и рядом с проложенной трассой для мотоциклетных гонок на призы им. генерала Карбышева, которые в Гродно традиционно проводились.
Более того, мотокросс продолжали проводить даже во время строительства моста:
- Я помню эти соревнования, - рассказывает АвтоГродно известный мотокроссмен Олег Сиднев. - Я был тогда еще пацаном. Помню тогда мост еще не сдали в эксплуатацию. На мосту ставили стол и продавали даже билеты для тех, кто по нему шел. А мы, с ребятами, переходили под мостом по техническим лестницам.
Сложилась уникальная ситуация - движения по мосту еще не было, но зрителям уже разрешали наблюдать за гонками с моста!
Официальное название – "Мост Строителей"
На самом деле у Нового моста было совсем другое название.
Планировалось, что проспект Строителей проложат до моста и мост станет важной частью "Северо-Западного" кольца вокруг Гродно. Поэтому самом мост получил название "Мост Строителей".
Однако это кольцо так и не сформировалось, проспект строителей построили длиной лишь 400 метров, а мосту хоть официально и присвоили название "Строителей", но в народе оно не прижилось.
Проще было говорить – Новый мост. Этим названием мы пользуемся до сих пор. Хоть на сегодняшний день это уже старейший мост Гродно (Румлевский мост был построен в 1986 году, а Старый мост основательно реконструировали в начале 2000-х годов).
К слову, проспект Строителей все же планируют продолжить к мосту на Поповича в рамках строительства микрорайона Весенний. Стройку начнут с 2023 года и будут вести порядка 5 лет.
Вид с Нового моста на левый берег Немана
Ремонты и реконструкция
Вот уже 50 лет Новый мост служит гродненцам и ни разу капитально не ремонтировался.
Впервые о капитальном ремонте моста на Поповича заговорили еще в 2010 году. В конце того же года на мосту полностью заменили асфальт, а движение по нему перекрывали на 3 дня. В следующий раз обновление дорожного покрытия сделали в 2019 году – асфальт полностью заменили в крайних полосах, но уже спустя 8 месяцев в местах стыков асфальт снова стал ломаться.
В 2020 году мост обследовали специалисты «БелдорНИИ» и порекомендовали выполнить капитальный ремонт.
20 сентября 2022 движение по мосту неожиданно ограничили, а 23 сентября движение закрыли полностью. 7 октября руководство Гродно и области выступило с важным заявлением – начинается капитальный ремонт моста, который может продлиться 5 или 12 месяцев. Все зависит от результатов экспертизы, которая проходит прямо сейчас.
Какие новости связаны с мостом на Поповича?
В архивах сайта АвтоГродно можно найти ситуации на Новом мосту, которые еще могут помнить наши читатели.
Так в 2015 году паркурщик опасно прошелся по перилам моста:
А в 2021 году, по слухам, с моста спрыгнул человек. Его долго искали и неизвестно, нашли ли. На этом же мосту в 2013 году произошел скандальный случай с водителем VW Touareg, который стал автором крылатой фразы "Ты знаешь, кто такой Талатай!?".
На мосту происходили серьезные лобовые аварии. В 2009 году водитель Opel столкнулся с груженым самосвалом и получил травмы, несовместимые с жизнью, а в 2016 году в лобовой аварии погиб водитель Volvo.
Бывали на мосту и перевороты автомобилей. Например, в 2018 году на мосту опрокинулась маршрутка, в 2020 году перевернулся VW Passat, а в 2022 – AUDI.
Самая массовая авария на Новом мосту случилась 24 ноября 2018 года. В тот вечер на мосту был такой гололед, что на ногах еле держались люди. В результате буквально за несколько минут в ДТП попали 8 автомобилей и 2 троллейбуса.
Современные фото Нового моста в Гродно
2010-е годы, остров возле моста еще выглядит как сердце. У одного жителя Гродно была даже идея сделать к нему мостик и облагородить его.
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Январь 2019
Ноябрь 2020
Апрель 2021
Апрель 2021
Декабрь 2021
Если вы можете дополнить материал, пишите в редакцию, приглашаем.
***
Большинство фотографий строительства Нового моста в нашем материале сделаны Виктором Саяпиным, который еще 20-летним парнем фиксировал на фотоаппарат историю Гродно. Также в материале используются снимки oldgrodno.by, Павла Николаевича, Андрея Вашкевича и "Телерадиокомпании Гродно". Современные фотографии с квадрокоптера Сергея Морозова.
(с) АвтоГродно
// Перепечатка материала и его фрагментов с разрешения редакции
Оба автомобиля полностью беспилотные. У них нет ни педалей, ни рулевого колеса.
Власти соседней страны уже одобрили предложенные законодателями изменения.
Потребность в бетоне при установке дорожных знаков была завышена в 25 раз.
Микрорайоны индивидуальной жилой застройки в Гродно не остаются без внимания.