Принудительная эвакуация транспортных средств часто порождала конфликты. В большинстве случаев вопросы возникали из-за оплаты услуг: кому, сколько, за что, почему не отдают машину? Однако с 22 сентября в этой сфере появились изменения.
Что поменялось, разбирался Автобизнес.
Непосредственно порядок принудительной отбуксировки (эвакуации) регулировался инструкцией, утвержденной постановлением Совмина №986. Ее практическое исполнение порождало много странных вещей.
Постановлением Совета Министров №555 от 30 августа нынешнего года в инструкцию внесли изменения, которые вступили в силу 22 сентября.
Что изменилось
Начнем с новой трактовки понятия "принудительная отбуксировка (эвакуация)". Теперь эта процедура описывается так:
Принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства – принудительное перемещение транспортного средства с использованием средств эвакуации, принадлежащих органам внутренних дел либо иным определяемым местными исполнительными и распорядительными органами государственным организациям или организациям, в уставном фонде которых 50 и более процентов акций (долей) находится в собственности государства, а также доставление транспортного средства путем непосредственного управления им сотрудником ГАИ.
Ранее же эвакуировать автомобили разрешалось и "иным организациям", без привязки к наличию в их уставном фонде государственной собственности. Поэтому и появлялись всякие ООО "Василек" и "Василек+" со своими тарифами и "понятиями". Теперь раз предприятие государственное или с долей государства более 50%, значит, действуют тарифы, государством установленные.
Что касается хранения машин, то в старом документе не определялось, какие организации могли это осуществлять. В новом добавлен п.9-1, который расставляет точки над "i":
Хранение принудительно отбуксированного (эвакуированного) транспортного средства осуществляется на охраняемой стоянке, принадлежащей органу внутренних дел или государственной организации.
"Государственной" – это с долей 50% и более. Так что про различные ООО и ЧУП можно забыть.
Какие нужны документы
Раньше при получении транспортного средства со штрафстоянки необходимо было показать работнику стоянки свидетельство о регистрации транспортного средства и "права". Забрать машину мог собственник (владелец) или уполномоченное лицо (у которого есть документы на авто).
Теперь же, если на штрафстоянку эвакуирован не зарегистрированный в установленном порядке автомобиль, в том числе с истекшими "транзитами", нужно будет показать документ, который подтверждает законность приобретения машины. То есть либо договор купли-продажи, либо счет-справку. Расписки, копии паспортов собственников и договоры, не зарегистрированные в ГАИ, законность приобретения не подтверждают.
Кому платить
Постановление Совмина №986 в части оплаты услуг по эвакуации и хранению транспортных средств предписывало рассчитываться с органом внутренних дел "или иной организацией". В этом пункте "иных" тоже исключили, заменив на государственные организации.
Важный момент: при получении транспортного средства сотрудники стоянки не имеют права требовать плату за эвакуацию и хранение как условие возврата автомобиля. Автомобиль выдается по первому требованию (п.11 инструкции). Если на транспортное средство наложен арест, то его хранение осуществляется на бесплатной основе (ч.11 ст.8.7 ПИКоАП).
Как и прежде, если услуги по хранению и эвакуации не будут оплачены, сохраняется порядок взыскания таких расходов с собственника транспортного средства в судебном порядке организациями, которые такие услуги оказали.
Ночью 4 сентября 40-летний житель Гродно вышел к своему автомобилю и обнаружил технические повреждения.
Во вторник, 17 сентября, около 20:50 в Свислочском районе произошло ДТП с пострадавшим несовершеннолетним.
Изменения вступили в силу с 15 сентября.