После публикации материала о первом дилере Форд в Гродно в 1930-х годах, внимательные читатели заметили на старинных фотографиях необычную конструкцию, напоминающую рекламный стенд, и нам пришли вопросы "Что это?" Корреспондент АвтоГродно обратился к историкам. Вот что удалось узнать.
На старинных фотографиях за легковым автомобилем Ford Model A виднеется стойка с надписью "KARPATY BENZINA":
Конструкция установлена на нынешней площади Советской (была площадью Стефана Батория) между зданием городской ратуши и Фарой Витовта (Гарнизонным костелом).
Оказывается, это ни что иное, как первая заправочная станция!
История первой бензоколонки Гродно
Историк Виктор Саяпин в своей книге "История гродненских площадей" пишет:
"В памяти старожилов Гродно осталась бензоколонка, которая находилась на Советской площади. В июне 1947 года горисполкомом она была передана в ведение Горпищепромторга для заправки автомобилей коммерческим бензином.
История этой бензоколонки такова.
На своем заседании 27 декабря 1929 года Магистрат Гродно выдает разрешение Юзефу Кремеру на строительство бензоколонки на пл.Батория. Но 3 июня 1930 года решение Магистрата меняется в пользу товарищества "Карпаты" и ему разрешается строительство бензоколонки "Standart Nobel":
"... на площади Батория, возле Замкового двора на следующих условиях: насос станции должен быть установлен на проезжей части возле тротуара перед углом дома Замкового двора, отодвинут на три метра вглубь пл.Батория, подземная емкость должна быть на противоположном углу перед Гарнизонным костелом".
22 июня 1951 года бензоколонка передана в ведение Гродненского обкома компартии. Просуществовала она до 1964 года и решением горисполкома в мае была снесена".
Загадка истории
Историк Андрей Вашкевич передал в редакцию АвтоГродно фотографии Советской площади из своей коллекции, на них можно заметить еще две бензоколонки, которые выглядят иначе:
Одна из них установлена возле той самой "KARPATY BENZINA", а вторая – возле Фарного костела, на месте нынешней проезжей части улицы Стефана Батория:
Андрей Вашкевич рассказал, что эти фотографии датированы второй половиной 1930-х годов, а значит, на Советской площади одновременно функционировали три бензоколонки! Судя по всему, две одинаковые колонки были уничтожены во время войны и уже не восстанавливались.
Если вы тот самый человек, который может восстановить пробел в истории о гродненских бензоколонках, пишите в редакцию.
Как развивались АЗС на остальных территориях Беларуси?
Напомним, до сентября 1939 года Гродно находился в составе Польши, а восточные территории Беларуси – в составе БССР.
Известно, что первая общественная бензозаправочная станция в БССР появилась в 1932 году. Всего в 1933-1937 годах в райцентрах и вдоль крупных трактов Беларуси были построены 85 АЗС.
Следующее фото - снимок первой АЗС В Минске. Она была открыта в 1932 году на пересечении улиц Немиги и Ново-Московской (нынешнее название — Мясникова) и располагалась напротив обувной фабрики (ул. Немига, 36):
А так выглядела одна из первых АЗС Москвы: эти бензоколонки были установлены на улице Серафимовича, снимок датируется 1934 годом:
Похоже на гродненские варианты, не правда ли?
Для своевременного обеспечения бензоколонок и АЗС топливом, в БССР была создана сеть крупных нефтехранилищ. В 1930 году в БССР насчитывалось 44 объекта для хранения нефти и нефтепродуктов. Они находились в Минске, Могилеве, Витебске, Бобруйске, Орше и других крупных городах. До конца 1930-х годов были построены еще 27 нефтехранилищ.
***
Любопытно, что бензоколонки 1930-х годов в Европе называли «железными девами» – за внешнее сходство с приспособлением для пыток. Подобный вид бензоколонки имели до 50-х годов, а затем в США и Европе стали распространяться колонки современного вида. Именно они хорошо засели в памяти у всех любителей старых фильмов: обтекаемые формы, светящиеся эмблемы и разнообразные цвета.
Такие же колонки появились и в СССР. Их до сих пор можно увидеть в живую в музее бензоколонок в Гродно – у нефтебазы на улице Дзержинского:
Смотрите также:
Каким был Гродно во время войны? 30 впечатляющих фото из прошлого
В 1930-х годах в центре Гродно продавали новенькие "Форд"!
(с) АвтоГродно (за помощь в подготовке материала благодарим Василя Герасимчика)
// Перепечатка материала и его фрагментов с разрешения редакции