В конце мотосезона технику гродненских мотоциклистов стали массово забирать на проверку VIN-кодов. У сотрудников ГАИ возникли предположения, что VIN-коды мотоциклов могут быть изменены. Вся процедура могла занимать до месяца, об этом АвтоГродно рассказали 10 мотоциклистов, чью технику изымали на проверку. Мы пообщались с мотоциклистами и специалистом из Госкомитета судебных экспертиз.
- Массовая проверка VIN-кодов проходила в сентябре, - рассказывают АвтоГродно мотоциклисты. - К сегодняшнему моменту все мотоциклы нам возвращены. Насколько мы понимаем, в итоге VIN-коды оказались оригинальными. Но сейчас перед нами стоит ряд вопросов, что делать с оголенными рамами, кто возместит расходы на покраску и стоит ли остальным мотоциклистам отдавать свои мотоциклы на платную экспертизу зимой, чтобы летом у них не возникло подобных проблем?
Мотоциклы вернулись владельцам без краски в области ВИН-кодов
- Мой мотоцикл уже не первый год находится в Гродно. Он официально прошел границу, был растаможен, трижды менял владельцев у нас в городе, проходил перерегистрацию ГАИ и техосмотры. Никогда до последнего момента к его ВИН-коду претензий не возникало, - рассказывает Валерий, владелец Yamaha YZF R1.
- Что теперь делать с оголенной рамой? Кто-то закрасит кисточкой, но если я хочу вернуть ему первозданный вид, то мне нужно красить этот участок рамы в мастерской, а для этого мотоцикл нужно разбирать. Стоимость разбора и сбора - 350 USD. Порошковая покраска потянет еще около 100 USD. Не говоря о том, что в Гродно мастеров по порошковой покраске нет и нужно везти раму в Минск или Брест, - рассуждает Александр.
***
Кто должен восстанавливать снятое лакокрасочное покрытие в области VIN-кода?
За комментарием корреспондент АвтоГродно отправился в Государственный комитет судебных экспертиз.
- Действительно, в том случае, когда мотоцикл изымается для проверки VIN-кода, экспертизу назначают в Государственном комитете судебных экспертиз. Проводится исследование, в рамках которого эксперт работает согласно «Методике исследования идентификационных маркировочных обозначений транспортных средств». Согласно ей, мы обязаны снять лакокрасочное покрытие в области рельефного обозначения идентификационного номера (VIN) на раме мотоцикла. И, самое минимальное, если ничего у эксперта не вызывает сомнений, то краска снимается до ближайшего места соединения маркируемой панели с другими элементами рамы. В подавляющем большинстве случаев с мотоциклами так и происходит. Я не являюсь экспертом по покраске автомобилей, но мне кажется, что если удалена краска с площадки 2х10 см, где находится VIN, и 3 сантиметра в сторону, то красить всю раму смысла нет. Но владельцы бывают разные, кто-то педант - и будет красить всю раму, кто-то махнет рукой - и будет так ездить дальше, - рассказывает Качановский Юрий, старший эксперт управления криминалистических экспертиз и учетов управления Государственного комитета судебных экспертиз по Гродненской области.
Юрий отметил, что процедура всегда одна и та же, независимо от того, обращаются ли физические лица на платной основе, или экспертиза назначается правоохранительными органами. В каждом случае техника возвращается со снятым лакокрасочным покрытием в области VIN-кода.
А вот чтобы понять, что делать дальше с оголенным участком металла, нужно знать этапы работы экспертов.
- Краску мы снимаем не болгарками, как может показаться некоторым. Мы работаем щадящими химическими препаратами, которые удаляют только лакокрасочное покрытие, не затрагивая слой оцинковки, если такой наносился на раму. Далее, если «оголенный» VIN-код сомнений не вызывает, готовится заключение и техника возвращается. А если сомнения появляются, то мы продолжаем воздействовать на маркированную панель более агрессивными препаратами, чтобы установить, было ли изменение VIN-кода. Если было - наша задача восстановить первоначальное состояние этого идентификационного номера любыми способами. После воздействия препаратами второй группы на металле может начать появляться коррозия. Но только в том случае, если участок правильно не обработать.
Эксперт подчеркивает, что в их задачу не входит последующая обработка оголенного участка от химикатов. Как правильно обрабатывать поверхность после экспертизы сообщается тому, кто, собственно, и отправил технику к экспертам. Возможно, в случае, если заявителем были правоохранительные органы, то советы экспертов могли передать не каждому собственнику изъятого транспортного средства.
- Расскажите, как самостоятельно обрабатывать место с VIN-кодом после экспертизы?
- В случае, когда мы воздействуем кислотами, нейтрализовать их можно щелочью. Это может быть обычное хозяйственное мыло либо пищевая сода. В первом случае нужно сделать насыщенный мыльный раствор, а во втором - получить раствор, добавив в стакан с теплой водой две столовые ложки соды. Полученный раствор необходимо нанести губкой на область с VIN-кодом, где снималось лакокрасочное покрытие и проводилось воздействие кислотой. Затем смыть и повторить обработку еще раз.
- После обработки оголенного металла что делать дальше?
- Тут каждый поступает по-своему. Кто-то закрашивает такой же краской, кто-то покрывает грунтом или лаком. Причем можно использовать даже женский лак для ногтей, лишь бы защитить это место от агрессивного воздействия (влаги, соли и т.п.). Если место труднодоступное, то можно его обработать мовилью или пушечным салом.
Наш собеседник обнадеживает: теперь становится все больше мотоциклов с неокрашенной алюминиевой рамой. Такие мотоциклы, в случае не измененного идентификационного номера, возвращаются владельцам в первозданном виде.
- Может ли мотоциклист или автомобилист отказаться от экспертизы, если во время изучения ВИН-кода нужно снимать лакокрасочное покрытие?
- Если эксперт не доберется до рельефного обозначения, то в таком случае заключение не будет иметь никакой силы, а в выводе будет указано, что "не представилось возможным установить, изменялся ли идентификационный номер". Это бессмысленная экспертиза.
- Выдаете ли вы какой-то документ владельцу мотоцикла после экспертизы?
- Мы выдаем заключение инициатору экспертизы. Если инициатором выступало физическое лицо – оно и получит заключение, если правоохранительные органы – получат заключение они. Другим лицам передавать данные мы не имеем права без согласования с инициатором назначения экспертизы. Но эта информация хранится в наших базах, а также отметки вносятся в регистрационные электронные документы ГАИ.
- Мотоциклисты советуют друг другу пройти экспертизу зимой на платной основе, чтобы во время сезона у них не изымали мотоциклы.
- Это не панацея. Нет гарантий, что через несколько месяцев после экспертизы на данном транспортном средстве не изменили идентификационные номерные знаки. В нашей практике такие случаи были. А пока будут такие случаи, правоохранительными органами будут назначаться повторные проверки. Другими словами, заключение 2021 года не является гарантом того, что в 2022 у этого транспортного средства не изменился VIN.
- Есть ли всплеск подделок ВИН-кодов в этом году?
- Мы какого-то всплеска не наблюдаем.
Сколько времени занимает экспертиза?
- Максимальный срок - 30 дней. И неважно, экспертизу назначат из РОВД или с заявлением придет частное лицо. Но в случае с РОВД нужно понимать, что порой может потребоваться дополнительное время на рассмотрение материалов проверки там.
Читайте также:
Как в Гродно и за сколько делают экспертизу VIN-номеров? Репортаж
// Перепечатка материала и его фрагментов с разрешения редакции
На Национальном правовом интернет-портале опубликовали проект изменений в Налоговый кодекс Беларуси.