У Восточного моста в Гродно очередной важный день - его приехали тестировать специалисты из Минска. Сотрудники БелдорНИИ установили снизу моста три типа датчиков, а сверху на мост заехали 6 груженых МАЗов. АвтоГродно провел день со специалистами - посмотрите, что они делали.
Каждый шаг специалистов для АвтоГродно пояснял главный архитектор моста - Сергей Николаевич Лущ.
Сергей Лущ: "Сегодня на мосту создается ситуация, которая в реальной жизни почти неосуществима - локальный участок моста нагружают весом более чем в 200 тонн. Для этого задействованы груженые самосвалы. Причем на взвешивании выяснилось, что грузовики даже перегрузили. Каждый должен был весить около 33 тонн, но получилось почти по 37".
АвтоГродно: "Специалисты будут смотреть, насколько мост прогнется?"
Сергей Лущ: "По большому счету, да. Тут используется три вида высокоточных датчиков. По одним измеряется прогиб моста, по другим - его растяжение и сжатие, а третьи позволят рассчитать частоту вибрации".
АвтоГродно: "Можете предположить, насколько прогнется мост под тяжестью грузовиков?"
Сергей Лущ: "По расчетам, прогиб должен составить 20 миллиметров. Но эта цифра для шести 33-тонных грузовиков. Вероятно, с учетом перегруза значение будет больше на миллиметр или два. Посмотрим".
Сергей Николаевич пояснил, что некоторые датчики были установлены на мосту еще в самом начале строительства. Таким образом, специалисты постоянно контролировали поведение балок на всех стадиях производства работ: при устройстве бетонной плиты, гидроизоляции, установке ограждений и укладке асфальта.
На фото датчики – деформометры (на растяжение/сжатие). Они установлены на верхнем и нижнем поясах каждой балки, информация дистанционно поступает на ноутбук и портативные устройства специалистов, которые в режиме реального времени видят показания каждого из датчиков и могут сразу делать выводы о степени загруженности конструкций.
Датчики настолько чувствительны, что как только колеса первых грузовиков оказались на мосту - графики нагрузок пошли вверх.
Прогиб замеряют с помощью механических датчиков - прогибомеров. Для этого на балках закрепили нерастяжимые нити и соединили их с прогибомерами. Небольшой груз поддерживает постоянное натяжение нитей.
Сергей Лущ: "Точность у этих приборов даже слишком высокая для наших измерений. Они фиксируют отклонение на сотую миллиметра".
АвтоГродно: "Какое значение показали приборы, когда грузовики заехали на мост?"
Сергей Лущ: "Прогиб в первом пролете составил от 15 до 18 миллиметров при ожидаемом 22-23 миллиметра. Это говорит о том, что конструкции моста рассчитаны и воплощены в жизнь правильно. Кроме того есть некоторый запас жесткости конструкций моста".
Кстати, датчики даже показывали, когда водители грузовиков заводили двигатели.
Грузовики заезжали на мост несколько раз, останавливаясь у разных опор, смещаясь то к краю, то к центру моста.
Таким же образом на следующий день проверят и вторую половину сооружения.
Динамические испытания моста проводили уже ближе к концу дня. Для этого по свободному мосту на скорости проезжал груженый МАЗ.
Кстати, из 100% веса нагруженного моста, 85% приходится на собственный вес конструкций и лишь 15% - на нагрузку в виде транспорта. По сути, если мост держит сам себя, значит выдержит и транспорт.
Представители группы испытателей, подрядчика и проектной организации обсуждают первые результаты испытаний.
Слева направо: руководитель проектной группы УП «Институт Гродногражданпроект» Галина Лицкевич, автор проекта Сергей Лущ, главный инженер МСУ-7 Илья Бейма, руководитель проектной группы Дмитрий Соболевский, главный конструктор мостоиспытательной лаборатории БелДорНИИ Валентин Зверинский.
По такой же методике в свое время тестировали и Старый мост. Однако тогда, после реконструкции, Старый мост испытывали 9 грузовиков, потому что у него общая проезжая часть и, в случае ДТП, все могут поехать более скученно - по трем полосам.
На четвертом мосту такая ситуация исключена: встречные потоки разделяют бетонные парапетные блоки.
***
Как ранее и сообщалось, торжественное открытие моста и дороги должно состоятся 3 июля. АвтоГродно узнал, что на открытие могут приехать авторы бывшего железнодорожного моста, один из них сейчас живет в России.
// Перепечатка материала и его фрагментов с разрешения редакции
Вчера мы рассказывали о ситуации, которая произошла на улице Дзержинского 30 сентября.
В Беларуси скорректирована единая программа повышения квалификации водителей категории В.
Реестр опасной продукции пополнила очередная омывайка. Речь о жидкости стеклоомывающей низкозамерзающей Arctic Panther.
2100 светильников заменили в Гродно с начала этого года.