Знаете ли вы, что в Гродно два многоуровневых паркинга и первый из них был построен на улице Пушкина в 1970 году? Прямо сейчас, в сентябре, этому паркингу исполняется 50 лет. АвтоГродно узнал судьбу необычного объекта, который раньше называли "гараж-гостиница".
История первого паркинга в Гродно
Улицу Пушкина стали активно застраивать в самом начале 1960-х годов - в 1961 году было принято решение строить город от улицы Островского в сторону завода КСМ. По четной стороне нового участка улицы Пушкина в это время начали возводить 3-5-этажные кирпичные дома, а на нечетной стороне возник гаражный кооператив.
Во второй половине 1960-х годов стройка приблизилась к нынешней улице Дубко, где первым делом началось строительство многоэтажного гаража для автомобильного транспорта облисполкома. В то время многоуровневый паркинг был необычным объектом не только в нашем Гродно, но и во всей БССР.
Стройку завершили в сентябре 1970 года. Советский паркинг построили по проекту архитектора Э. М. Хевелева. Вероятно, типовой проект такой стоянки был разработан в конце 50-х годов и, что любопытно, называли паркинг в то время "гараж-гостиница". К слову, кроме Гродно, два таких же паркинга были построены в Ленинграде.
Сверху многоуровневая стоянка имеет форму овала - в торцах здания расположены круглые рампы. По одной из них автомобили поднимаются, а по другой - спускаются. Таким образом проезд по каждому этажу - односторонний.
Рисунок архитектора. На практике внешний вид здания упростили
В Гродно паркинг построили на 10 метров длиннее, чем предлагалось в типовом проекте
Несмотря на внушительных размеров здание (60 метров в длину и 18 метров в ширину), там всего 87 парковочных мест для автомобилей. Мест для мотоциклов или велосипедов не предусмотрено.
Кто им пользовался?
Как рассказали АвтоГродно жители улицы Пушкина, многоуровневый гараж строился около трех лет и по стройке постоянно прогуливались мальчишки. А вот когда объект достроили, то и доступ к нему стал закрытым, в том числе, гараж охраняла милиция.
- Здесь размещались автомобили облисполкома. Это были ГАЗ-24 черного и белого цветов. У многих "Волг" из этого гаража номерной знак начинался с двух "нулей". Наверное, чтобы милиции было понятно, кто едет. Хотя в то время 24-х Волг у населения практически не было, - рассказал АвтоГродно местный житель Валерий.
Мужчина добавил, что служебных автомобилей было много и что паркинг строился с той целью, чтобы в зимнее время автомобили безотказно заводились, а в салонах машин уже было тепло. К машинам были представлены персональные водители. На территории паркинга автомобили обслуживали и заправляли.
Так же мы пообщались с самым первым диспетчером паркинга - Светланой Ильиничной. Она проработала там до начала 90-х. Светлана Ильинична вспоминает, что на паркинге были только водители. Из облисполкома звонили диспетчеру, говорили, какая машина нужна и диспетчер по громкоговорителю объявлял выезд. Смена диспетчера длилась с 8:00 до 20:00, а дальше до утра дежурил милиционер. На первом этаже паркинга были ремонтные боксы, а еще отдельные боксы держали для машин секретарей.
Кто сейчас пользуется первым многоуровневым гаражом Гродно?
На сегодняшний день оставлять здесь автомобили могут как государственные структуры, так и частные лица. Заполнен паркинг практически полностью, но несколько мест еще есть. Как есть и открытая стоянка. На улице можно хранить 54 автомобиля.
С автовладельцами заключается договор на хранение автотранспорта, чаще всего – долгосрочный, на несколько месяцев или год.
Как рассказал АвтоГродно руководитель гаража, цены не выше, чем в современном паркинге на Дзержинского. Однако, стоимость машино-места меняется в зависимости от затрат на электричество и отопление.
В этом крытом паркинге также есть противопожарная система и система видеонаблюдения, но камеры видеонаблюдения находятся снаружи. Внутри паркинга их нет.
Рядом находится административный корпус, зона технического обслуживания и ремонта, диагностическая база.
Кстати, в отличие от типового проекта, в гродненском многоуровневом гараже сделали меньше оконных проемов.
Гараж облисполкома бережно сохранен и эксплуатируется до наших дней. Чего не скажешь о его копиях в Санкт-Петербурге, где один из двух таких гаражей разрушен, а второй переквалифицировали в административное здание и уже напоминает "заброшенку".
К слову, следующий паркинг в Гродно был построен лишь спустя 40 лет и о нем мы еще обязательно расскажем.
За подготовку материала благодарим Наталию Морозову и Сергея Морозова.
Мы в Viber
Мы в Telegram
Мы в Instagram
Мы в ВК
// Перепечатка с разрешения редакции
Необдуманный поступок женщины едва не обернулся трагедией.
На территории немецкого города Мехерних произошло смертельное ДТП, после которого разыскивался и был задержан белорус.
В ГАИ Гродно озвучили итоги акции "Пешеход". Главное – за 3 дня ДТП с пострадавшими не было.