Гродненцы уехали в Варшаву, где за месяц открыли свой автосервис. На этой неделе их станция уже начала работу и приняла первых клиентов. АвтоГродно узнал, как ребята решились на такой шаг, насколько сложно было начать бизнес в чужой стране и какие задачи они ставят на ближайшее время.
Автосервис открыли Александр и Анатолий.
Александра читатели АвтоГродно уже могут знать. Это он в начале пандемии помогал белорусам доехать из городов Польши до границы - демпинговал варшавских перевозчиков. Оказалось, что парень уехал в 2016 году, работал в различных фирмах Варшавы, но думал о том, чтобы начать в Польше свой бизнес. Год назад он узнал от своего гродненского друга Анатолия, что тот тоже хочет уехать в Польшу. Родилась идея об совместном открытии автосервиса.
В Гродно Анатолия тоже знают многие. Отработав механиком у одного из официальных дилеров, он открыл собственную станцию "Будь на ходу" в 2016 году. Ремонтировал машины один, арендуя площадь в 100 метров квадратных. Говорит, что в один момент "уперся" в потолок.
Анатолий: "В Беларуси у людей мало денег, машины ремонтируют в последний момент. Чтобы оставаться на плаву, другие гродненские СТО стали сильно снижать ценники, я не видел смысла по таким работать. Так было решено попробовать себя за границей. Единственное, я совершенно не знал польский язык. Вообще. Тем не менее, в 2019 году я продал свою станцию в Гродно своему знакомому, отличному механику, и стал настраиваться на отъезд. С Александром мы решили, что мне нужно подтянуть хотя бы технический польский. Для этого я устроился на одну из варшавских СТО механиком. Работу нашел за два дня. Кстати, там оказался еще один механик из Гродно, парень в Польше уже давно".
Александр
Пока Анатолий учил польский язык на практике, Александр собирал информацию о том, как юридически правильно открывать автосервис. Одновременно друзья искали помещение под будущее СТО, но началась пандемия, из-за которой планы по открытию СТО пришлось сдвинуть. Именно в этот период ребята вдвоем на разных машинах помогали белорусам добираться до границы - цены делали минимальными, чтобы оплатить топливо, свое жилье и прокормиться.
Александр: "На поиски хорошего помещения и сбор информации у нас ушло около 5 месяцев. Зато потом, когда помещение уже было, оформление всех документов заняло месяц".
Анатолий
С помещением ребятам повезло - здесь уже был шиномонтаж и бывший владелец продал за 10 000 евро все оборудование. Среди них оказались: подъемник, шиномонтажный станок, балансировочный станок Hofmann, станок по заправке шин азотом, мощный компрессор, огромный набор ключей с различными секретками и так далее.
Площадь помещения - 350 квадратных метров. Аренда в месяц - около 5 евро за метр квадратный.
АвтоГродно: "Анатолий, сравни процедуру открытия автосервиса в Варшаве и в Гродно".
Анатолий: "Наше помещение уже было оформлено под автосервис, поэтому вызывать каких-то проверяющих было не нужно. Что касается оформления станции, то процедуры в Беларуси и Польше идентичны. Одно лишь большое различие заключается в том, что за время оформления мы не ходили ни по одному кабинету. Все операции делали удаленно с помощью интернета и телефона. Фирму регистрируешь через интернет, документы приходят на руки по почте. По кассовому аппарату позвонили - его привезли, установили, документы подписали на автосервисе. То же самое касается подключения интернета, заключения договора на вывоз технических отходов, заключение договора с фирмой по поставке запчастей и так далее. Помню как в Беларуси я в налоговую ходил как на работу. Здесь такого нет".
Александр: "Не смотря на то, что в Польше проще открывать фирму и автосервис в целом, налоги в Польше значительно выше. Например, мы платим 19% от выручки. В Гродно Анатолий работал по единому налогу, уплачивая ежемесячно в районе 200 рублей. Также в Польше очень высокий ФСЗН, в который уже включено медицинское страхование. Например, когда мы возьмем сотрудника и будем ему платить 2600 злотых брутто, то еще 1740 злотых мы заплатим за него ФСЗН, почти 70% от зарплаты! Конечно, стоимость аренды квадратного метра тоже выше - почти в два раза. Зато выше заработки на самом ремонте, автовладельцы ремонтируют машины чаще, охотнее и в большем объеме. За счет этого рассчитываем на успех".
Свою варшавскую станцию гродненцы назвали Aldito Auto Serwis. Они будут оказывать услуги по ремонту двигателей любой сложности, ремонту подвески, замене сцепления и ремня ГРМ, замене различных расходных материалов и услуг шиномонтажа.
Александр: "На этой неделе мы начали работу, к нам поехали первые клиенты. В основном это белорусы, были три украинца. Так что знания польского на этой неделе нам не особо понадобились. Нашими преимуществами будут опыт Анатолия, отличное шиномонтажное оборудование и доступные цены".
Сравнение цен на услуги
Мы попросили Анатолия сравнить цены на услуги, по которым он работал в Гродно и теперь в Варшаве:
1. Замена шин лето/зима или зима/лето
Гродно - 20 рублей
Варшава - 100 рублей (150 злотых)
2. Замена тормозных колодок
Гродно - 15 рублей
Варшава - 40 рублей (60 злотых)
3. Замена масла
Гродно - 15 рублей
Варшава - 30 рублей (50 злотых)
4 Замена сцепления
Гродно - от 80 рублей
Варшава - от 390 рублей (от 600 злотых)
5. Замена ремня ГРМ
Гродно - от 80 рублей
Варшава - от 390 рублей (от 600 злотых)
Планы на будущее
Гродненцы говорят, что поработав самостоятельно, в будущем планируют нанять механика и электрика. К следующему лету хотят закупить оборудование для заправки и обслуживания кондиционеров.
А если все будет получаться, следом планируют организовать у себя покрасочный цех.
Через три месяца гродненцы обещают рассказать читателям АвтоГродно о том, как у них дела, смогут провести еще больше параллелей между бизнесом автосервиса в Гродно и Варшаве. Если у вас есть вопросы, задавайте в комментариях и в новом цикле мы постараемся узнать на них ответы.
Если будете в Польше и понадобится помощь гродненцев, то их сервис находится на въезде в Варшаву со стороны Гродно - Marki ul.Okulna 44. +48537785461 / Связь через Инстаграм.
Желаем гродненцам успехов! Кстати, еще одна команда гроденских специалистов организовала автосервис в Белостоке. Мы побывали у них в гостях и тоже подготовим материал.
Мы в Viber
Мы в Telegram
Мы в Instagram
Мы в ВК
// Перепечатка с разрешения редакции
На Национальном правовом интернет-портале опубликовали проект изменений в Налоговый кодекс Беларуси.