7 июня 1995 года в Гродно начало работу первое в Беларуси частное радио-такси - "Такси Bertel". Сегодня компания празднует свое 25-летие, и АвтоГродно встретился с основателем Сергеем Бертелем для уникального интервью. Как рождался бизнес, как развивался и с какими проблемами сталкивался?
АвтоГродно: Расскажите, как все зарождалось?
Сергей Бертель: Пожалуй, все началось с детства. Я жил в частном секторе, и у нас был гараж, где я занимался техникой и получил важные навыки. В 1987 году пришел из армии, стал искать работу. Тогда автомеханик считался элитной профессией, уважаемой. Устроиться на автосервис можно было только по знакомству. Мне повезло, мне дали возможность пройти испытательный период на "ГродноАвтоСервисе", и я остался работать. Но уже через год вместе со своими друзьями организовал кооператив "Аризон".
АвтоГродно: Это была служба такси?
Сергей Бертель: Какой-то ее прообраз. Кооператив выдавал водителям разрешение на работу по частному извозу. 800 водителей были нашими сотрудниками с полными соцпакетами, но каждый работал сам по себе, от бордюра. Никаких раций тогда не было. Кооператив "Аризон" проработал до 90-го года, пока не усложнилось законодательство и вся эта затея не потеряла смысл. В итоге 17 февраля 1990 года я создал предприятие "Бертель" с офисом на Октябрьской, 4. В этом здании офис находится и по сей день.
АвтоГродно: Но ведь сразу "Бертель" не был фирмой такси?
Сергей Бертель: Еще нет. Предприятие занималось продажей подержанных машин и автосервисом. Филиалы по продаже машин были в Скиделе, Барановичах и в Минске, а СТО работала на Карского. В Гродно такси тогда было, но государственной службой. Все поменялось, когда в 1995 году мои одноклассники, в частности Игорь Петрович, предложили сделать диспетчерскую, установив мощную антенну на здании офиса в центре Гродно. Мы получили короткий номер 078, установили СВ-рации у 20 водителей такси и дали рекламу в газеты.
АвтоГродно: И тут все началось?
Сергей Бертель: Не то слово. 7 июня 1995 года мы приняли первый заказ, после чего заказы росли лавинообразно. Мы не справлялись. Не хватало водителей, а диспетчеров и вовсе не было. Заказы принимал мой брат Юрий Бертель, отвечающий за автосервис. Но буквально за первую неделю штат водителей дорос до 100 человек, а вскоре появились и полноценные диспетчеры. Так мы стали первым в Гродно частным радиофицированным такси, а возможно, и первым в Беларуси. Примерно через год под флагом "Бертель" ездило 400 машин.
Сергей Бертель, 1995 год
Юрий Бертель, который принял первый заказ 7 июня 1995 года. Он еще на рабочем месте на СТО "Bertel" на Карского, 31
На дальнем плане первый директор "Такси Bertel" Геннадий Марцулевич со своей женой Мариной, которая стала одним из первых диспетчеров. На переднем плане Снежана Пшенная, тоже первый диспетчер. Компьютеров еще не было. На столе стоят телефонные станции.
Диспетчера Наталья и Дана. И первые компьютеры. Тогда за 3 компьютера заплатили 7 000 долларов. Это были простые 386-е машины.
Диспетчер Людмила Шишко, проработала в "Бертеле" более 20 лет без единого отрицательного отзыва от клиентов и руководства
АвтоГродно: Какими были цены на такси в 1988 и 1995 годах?
Сергей Бертель: В 1988 году посадка стоила 20 копеек, каждый последующий километр тоже 20 копеек. Для сравнения, средняя зарплата тогда была около 120 рублей, а доход в 250 рублей считался очень хорошим. Такие деньги зарабатывали автомеханики, к примеру. В 1995 году посадка в государственном такси стоила 60 копеек, а от бордюра у таксистов 20 копеек. Мы же подавали машину бесплатно, это была наша фишка. Последующие километры у всех были одинаковы - по 20 копеек.
Грибники не могли общаться по рациям - в каждом канале были таксисты
Собеседник вспоминает, что вскоре в Гродно стали активно появляться другие диспетчерские, работающие по такому же принципу.
Сергей Бертель: Мы очень быстро достигали ограничения СВ-раций. Например, если в канале было более 100 человек, получать информацию от диспетчеров было практически невозможно. Почти всегда кто-то из водителей нажимал на "микрофон", пока говорил диспетчер, и сигналы накладывались. Мы хотели перейти на цифровые рации, но их можно было приобрести только за границей, а сертифицировать их у нас было невозможно. В Беларуси же тогда продавались только аналоговые радиостанции. В конце концов, появился запрет на использование гражданской полосы в коммерческих целях, так как на всех каналах были таксисты. К концу 90-х годов обычные люди даже не могли найти для себя свободный канал - в каждом общались водители.
"Ко мне приезжали выяснять отношения с УЗИ, диспетчеров по ночам "учили жизни"
АвтоГродно: Каким был период 90-х для бизнеса в Гродно?
Сергей Бертель: Ко мне по ночам часто приезжали "братки" со словами: "Вот твой водитель, он нас обидел, что будем делать". Приезжали с газовыми пистолетами, ножами и даже один раз с УЗИ. Да даже банки присылали своих "братков", если возникали какие-то недопонимая. Это было то время, когда языком можно было заработать себе могилу или "разрулить" ситуацию, время бесконечных проблем и стрессов. Те люди, кто выжил в 90-х и сохранил свой бизнес сегодня, для меня - отдельная группа. Они не боятся ничего. Их ни одна проблема по бизнесу уже не устрашит, они все прошли.
Владелец службы такси рассказывает, что ломились не только к нему, доставалось и диспетчерам.
Сергей Бертель: Помню случай, когда ночью в нашу диспетчерскую вломились крепкие ребята, подняли женщину-диспетчера из-за стола и ударом ноги в грудь распластали ее по стенке. Сказали, что это их воспитательная работа, якобы женщина по советской привычке нагрубила им в трубку. При всем этом диспетчеры хотели устраиваться к нам, зарплата у них была около 500 долларов в месяц, что очень много на то время.
АвтоГродно: А водители? Ведь они были на передовой.
Сергей Бертель: В 90-х годах бандиты убили около 5 наших водителей, многих выбрасывали из машины, забирая ее себе. В основном, это были уголовники, люди с криминальным прошлым. Истории были страшные, в одной из них погиб мой друг. Он был водителем такси, приехал на Я.Купалы по вызову рано утром, нужно было везти клиентов в аэропорт, они улетали в Турцию. Бандит узнал, что люди едут за товаром, что у них с собой много денег и грабил их в момент приезда водителя. Мой друг заступился за клиентов, получив выстрел в аорту. На спад бандитизм пошел к концу 90-х. Но последний трагичный случай произошел в начале 00-х. Молодой парень на W123 вез уголовника с проституткой. Тот в шутку спросил у девушки, хочет ли она, чтобы он задушил водителя. Девушка ответила, что не верит его словам. Мужчина набросил удавку на парня, задушил и сжег с автомобилем. Уголовника задержали, но парня уже не вернуть.
Приход интернета
Сергей Бертель: Мир такси поменялся в начале 00-х, когда нам запретили пользоваться радиоканалами и мы начали осваивать интернет. Наш программист написал первую простую программу на "Ява" для самых популярных телефонов. Один модуль устанавливался в диспетчерской, второй - у водителей. Водитель выезжал на линию и указывал в программе свое местоположение, менял статус. Заказы поступали в автоматическом режиме согласно очереди, либо вручную от диспетчера. Похоже, это была первая программа в Беларуси, а то и в СНГ. Говорю так, потому что в середине 00-х нас пригласила в Минск "Служба 135", чтобы показать свою уникальную разработку. На встрече нам продемонстрировали практически такую же программу, как и наша. Минчане были очень удивлены, что в Гродно ею пользуются уже лет пять.
Следующий этап для такси - это появление смартфонов. С их приходом "Такси Bertel" стал применять приложение для клиентов - заказать автомобиль стало возможным без звонка диспетчеру, а сам диспетчер видел местоположение водителей на карте благодаря функции GPS.
Сергей Бертель: В конце 00-х с появлением смартфонов мы стали пользоваться российской программой. Но она не предусматривала тарифы для таких небольших городов как Гродно. Нам приходилось каждый месяц платить за нее по 2 000 долларов. Мы хотели независимости и стали писать свою программу. Она оказалась настолько сложной, что к моменту запуска ее первой версии, на разработку было затрачено около 200 000 долларов. На новой собственной программе "Бертель" работал 6 лет, а ее доработки постоянно тянули большие суммы денег. В настоящее время мы снова используем российскую разработку, но продолжаем дорабатывать свою.
Современное время - иностранные агрегаторы
АвтоГродно: Из-за прихода иностранных агрегаторов у гродненских компаний такси непростые времена. Агрегаторы повлияли и на вашу работу?
Сергей Бертель: Сейчас просадка есть, бизнес такси перестал быть бизнесом, это больше хобби. Мы держимся ради идеи, в "Бертеле" работает около 130 автомобилей. Но на самом деле, мы пережили много взлетов и падений.
АвтоГродно: Есть ли смысл сопротивляться?
Сергей Бертель: Иностранные агрегаторы все еще демпингуют рынок и находятся в убытке. Бесконечно это продолжаться не может. Агрегаторы уже убрали доплаты для водителей и рано или поздно они будут стремиться зарабатывать, а значит, изменят цены. Правда, в этом случае снова появятся локальные фирмы, которые им удалось обанкротить, и непонятно, на что они рассчитывают. Есть чувство, что гиганты наиграются и оставят эту сферу. Возможно, они поймут, что из сферы такси не извлечь сверхприбыли. Инвесторы уже вложили в UBER миллиарды долларов, а окупаемость бизнеса не видна, по крайней мере, из аналитики.
Сегодня наш собеседник занимается развитием компании и в других областных городах Беларуси. Номер 7077 доступен по всей территории страны. Набирает популярность услуга "Мототакси", которая была открыта в Гродно пару лет назад при сотрудничестве с клубом "Носороги". Эта идея получила новое дыхание с развитием туризма, ее замечают организаторы нестандартных вечеринок и мероприятий.
Сергей Бертель (современное фото)
Вне сферы такси
АвтоГродно: Чем вы занимаетесь, кроме сферы такси?
Сергей Бертель: Мое увлечение, как раньше, так и сейчас - это спортивные автомобили. В 00-х удалось реставрировать знаменитый болид "Эстония-25" класса "Формула-3". О ней, кстати, в 2012 году приезжал в Гродно снимать репортаж российский автожурналист Георгий Белов. Примерно в это же время удалось построить настоящую багги. Эти автомобили можно было увидеть на фестивалях SunDay. А сейчас думаем продолжить пару начатых проектов, тоже в стиле багги. Например, готовим монстрика Бигфут на восьмилитровом V10 от Dodge.
То самое видео про "Эстонию-25" Сергея Бертеля:
Акция в честь 25-летия - бесплатные поездки
На этой неделе водители "Такси Бертель" собрались на площадке возле Кургана Славы. Здесь были и представители "мототакси" и лимузин Lincoln. Было решено, что с 7 июня вводятся бесплатные поездки. Акция продлится до 10 июня, либо дольше, пока не раздадут 1 000 карточек с бесплатной поездкой.
- Каждому, кто воспользуется услугами "Такси Бертель" в этот период, водители будут дарить карточку на последующую бесплатную поездку до 5 км. Перед бесплатной поездкой предупредите диспетчера. Мы будем вам рады, - сказал Сергей Бертель.
Поздравляем Сергея и его компанию с юбилеем! Желаем удержать лидирующие позиции на этом сложном рынке и развить новые идеи!
(c) АвтоГродно
Мы в Viber
Мы в Telegram
Мы в Instagram
Мы в ВК
// Перепечатка с разрешения редакции
Может ли наследник пользоваться машиной наследодателя до выдачи свидетельства о праве на наследство?
По данным белорусских пограничников, чаще всего безвизом пользуются литовцы, латыши и поляки.
Начало этой истории произошло в октябре этого года.