У вас есть мечта, к которой бы вы шли всю сознательную жизнь? У Алексея Смурякова она осуществилась: 30 лет он вынашивал идею реставрации 401-го "Москвича", первой массовой советской послевоенной легковушки, и вот, выйдя на пенсию, он ее осуществил. Да как! Ни разу до этого не держав в руках сварочный аппарат и пистолет маляра, он взялся реставрировать старенький "Москвич". Посмотрите, как получилось!
Справочно: "Москвич 401" производился с 1946 по 1956 годы (модель 401 стала усовершенствованной версией 400-й модели и выпускалась последние два года в серии). Его прообразом стал Opel Kadett K38, который выпускали в Германии в 37-40 годах. "Москвич 400" стал первым доступным автомобилем в СССР. К началу 50-х годов у людей начали скапливаться сбережения и появился спрос на личный транспорт. Чтобы купить 400-й Москвич, советскому человеку нужно было собрать 13 средних зарплат.
– Впервые "Москвич" 401 я увидел в начале 90-х годов. И даже не вживую, а на страничках журнала "За рулем". Мне он сразу понравился, показался "няшным", как сейчас выражаются. Смотришь на него и умиляешься. Тогда я был в Москве, стал изучать объявления и нашел в продаже за 2 000 долларов, как сейчас помню. Это было дорого, несколько зарплат. В те годы покупка не состоялась и я решил: выйду на пенсию, обязательно куплю! – рассказывает Алексей.
И вот, спустя 30 лет, выйдя на пенсию, наш герой не забыл о своей мечте.
– 5 января 2019 года – знаковая для меня дата. В тот день я решил осуществить свою давнюю задумку и начал поиски 401-го "Москвича" в объявлениях. Вариант нашел в Минске, куда и отправился. "Москвич" стоял на парковке под открытым небом. Был не на ходу. Владелец говорил, что машина несколько раз снималась в кино в качестве декорации, а теперь старые фильмы снимать перестали и "Москвич" стоит без дела, – пересказывает Алексей.
– Тогда в Минске на парковке вы впервые увидели "Москвич" 401 вживую?
– Совершенно верно. До этого я видел его только на картинках.
9 января 2019 "Москвич" привезли в Гродно
– В каком состоянии был "Москвич"?
– Это был голый кузов с множеством гнилых мест. Тогда я еще не понимал, насколько это плохо. Мотора не было, хромированных элементов не было, салон нуждался в тотальном восстановлении. Если бы я знал, что на реставрацию понадобится 2 года и 8 месяцев, то я бы купил более дорогой и комплектный экземпляр.
Все работы Алексей выполнял у себя в гараже, за профессиональной помощью он обращался к своим друзьям. Для восстановления "Москвича" Алексей приобрел сварочный аппарат и пескоструй.
– Я полностью разобрал машину, обрезал передние лонжероны, которые оказались самодельными, гнилые места тоже отрезал и переваривал. На этом этапе мне помогал мой друг Александр Кацубо, который работает сварщиком. Он дал мне несколько уроков и дальше я уже справлялся сам.
Пришлось купить и донора – "Москвич" 402 1960-х годов выпуска, из которого была взята ходовая, двигатель и металл для "латок" на кузове.
– У "Москвича" 402 и у моего 401-го двигатели были практически одинаковыми, передняя подвеска тоже очень похожа и стала на заводские крепления один к одному. А вот задний мост оказался на 6 сантиметров шире, поэтому мне пришлось увеличить задние крылья на 4 сантиметра, – вспоминает Алексей.
Пока шла реставрация, Алексей продолжал искать недостающие элементы.
Ветровое стекло нашлось в Жодино, ободы для окон – в Санкт-Петербурге. В Беларуси удалось найти бампер и хромированные молдинги. Но состояние оставляло желать лучшего и пришлось их заново хромировать. В Беларуси таких специалистов не нашел, пришлось отправлять все детали в Россию.
Шины поставил от 402-го "Москвича": три подошли от донора, две докупались в Гродно.
Расцветку придумала дочь
– Ваш "Москвич" очень яркий, навряд ли в 50-е годы были столь "сочные" цвета у автомобилей, – обращаемся к Алексею.
– Это правда, 400 и 401 "Москвичи" были в основном черными и одноцветными. С идеей мне помогла дочь Екатерина, она работает в креативном агентстве в Швеции и во время подбора краски я обратился за советом к ней. Историческую точность не преследовал и она подсказала мне цвета, которые вы сейчас можете видеть на этом "Москвиче". Кстати, от истины мы не очень далеко, 402-е "Москвичи" уже пошли двухцветные и на экспорт они тоже красились в яркие цвета. Кстати, красить автомобиль мне помогал мой друг Валерий Дубинский.
Стеклоочистители удалось найти оригинальные, а позже даже и заводские резинки.
Под капотом стоит 1,3-литровый мотор на 45 сил. Коробка передач – четырехступенчатая от 412-го "Москвича".
– Основное отличие коробки в том, что она напольная, в оригинале переключение передач было возле руля, – говорит Алексей.
– Кто заглядывает в салон, удивляется рулю. И это тоже отдельная история. Оригинального руля не было, я снял железный каркас руля от 402-го "Москвича" и отдал его своему товарищу, который занимается деревообработкой. Он сделал руль из ясеня, придал ему вишневый оттенок и покрыл лаком. Получился теплый красивый руль, – рассказывает наш собеседник.
– Чем я не занимался, так это перетяжкой салона, здесь все-таки пришлось обратиться к специализированным мастерам.
"Кушает 92-й и не кашляет"
Алексей рассказал, что автомобиль с первого раза смог пройти техосмотр, единственное, сказали перевесить номерной знак. По эксплуатации каких-то особых проблем нет. В 2021 году Алексей проехал на "Москвиче" 570 километров (часто использовал машину для поездок по делам), а в 2022 пробег оказался значительно меньше, "Москвич" стал автомобилем выходного дня. За сезон удалось съездить на Августовский канал, на выставку в маентак и покататься по городу. Все это время рядом с Алексеем на пассажирском сиденье ездила его жена Светлана. Наш герой благодарен своей супруге за поддержку все эти годы.
– Что касается мотора, то он даже 92-й бензин кушает и не кашляет, – улыбается наш герой. – Хотя изначально двигатель был рассчитан на 62-й бензин.
Два сезона машина выдержала без нареканий. Единственный нюанс, – стало подтекать масло в КПП. Недавно Алексей был в Санкт-Петербурге, где купил для своего любимого автомобиля уплотнители для трансмиссии.
– Как видите, езжу я на нем не очень много, но люди улыбаются, машут, один мужчина даже подошел и говорит на полном серьезе: "давай поменяемся". Мне очень нравится, какие эмоции эта машина вызывает и у меня, и у других. Приятно было, что автомобиль тепло приняли в "Москвич-клуб Гомель", с участниками которого я общаюсь. Сказали, "как будто родственник живой появился".
***
Алексей Смуряков и его "Москвич" 401 для редакции АвтоГродно настоящая находка: хранить мечту три десятилетия и взяться за самостоятельную реставрацию без специализированных знаний – это большое дело! Значит есть надежда, что в Гродно будут возвращаться к жизни и другие автомобили, которые уже носят статус "истории".
Читайте также:
Возле Гродно замечен заброшенный "Москвич 400" 50-х годов
// Фото Наталия Морозова
(с) АвтоГродно
// Перепечатка материала и его фрагментов с разрешения редакции