7

ЗИМ 1950 гв     Легендарный автомобиль, ЗИМ 1950 года выпуска, заставший три года жизни Сталина, сегодня успешно колесит по дорогам Гродно. Чаще всего его можно увидеть во главе колонны свадебных кортежей из 21-х Волг. По другим поводам ЗИМ стараются не использовать, и не только из-за дороговизны и редкости его запчастей, а и из-за расхода: 30 л в городском цикле.

    Но, обо всем по порядку. Для начала немного любопытной истории:
 
    Задание на разработку ЗИМа поступило от правительства в 1948 году на завод ГАЗ (в те времена ЗИМ). Автомобиль должен был стать промежуточным звеном между ЗИСом и «Победой». Время на разработку небывало короткое: 29 месяцев!
 
 
     Предложили два варианта: либо скопировать автомобиль с американского Бьюика, либо разработать свой уникальный. Главный конструктор ГАЗа Андрей Александрович Липгарт  делает смелый шаг и берется за второй вариант. При разработке ЗИМа были применены уникальные для нашего автопрома новшества: несущая конструкция кузова (при колесной базе 3,2 м! – это позволило уменьшить вес автомобиля на 220 кг), гидромуфта, 15-дюймовые колеса (до ЗИМа советские легковые автомобили имели минимум 16-дюймовые ободья), новый тип барабанных тормозов, гнутое заднее стекло и многое другое!

    Автомобиль успели сделать в срок!

    На «смотринах» автомобиля даже Сталин не удержался от похвалы. Однако узнав, что главным конструктором ЗИМа является Липгарт, недовольно бросил: «Почему не наказан?», имея в виду «прокол» с «Победой» (до того, как Липгарт занялся ЗИМом, его завод выпускал «Победы» у которых были «детские болячки» и из-за которых производство «Побед» было приостановлено. Эти «болячки Победы» вызывали гнев у Сталина и он приказывал снять Липгарта с должности, но конструктора оставили…).

    Реплику вождя на «смотринах» ЗИМа запомнили. В декабре 1951 года кавалера трех орденов Ленина и двух Трудового Красного Знамени, лауреата пяти Сталинских премий, последняя из которых была получена за ЗИМ, Андрея Александровича Липгарта сняли с должности главного конструктора ГАЗа, а через несколько месяцев отправили рядовым инженером на УралЗиС. Лишь после смерти Сталина в марте 1953 года Липгарта вернули на руководящую работу (правда, не на ГАЗ, а в НАМИ)…
 

    Сразу автомобиль с производства направлялся в номенклатурные структуры, позже с более простым салоном ЗИМ направили в такси (к слову, проезд на нем стоил в два раза дороже, чем на Победе) и в кареты «Скорой Помощи».

    Запчасти на ЗИМ свободно не продавались. Их можно было заказать только централизованно, например через облисполком, прямо с завода.

    Сергей Витольдович, нынешний владелец героя нашей публикации, рассказывал, что в Гродно до 1988 года был ЗИМ в Доме Семейных Торжеств, который использовали для свадебных кортежей. Но в перестройку все подобные машины скупили и… распродали. Еще до 2000 года в Гродненской области оставалось 3 ЗИМа, два из них продали в Россию и на Украину, а третий перед Вами.
 
 
Капот открывается как на левую, так и на правую сторону. Его и вообще можно с легкостью снять! 
 
 
    Изначально автомобиль был без боковых зеркал. Как мы уже расписывали в статье про ГАЗ-69А – в те времена боковые зеркала не были нужны. Для сравнения: в 1946 г в Гродно было 6 автомобилей (вместе с грузовыми)! И когда по улице ехал автомобиль – все сами разбегались.
 
 
 
    Вес автомобиля 2,5 тонны и 3,25 при полной загрузке (7 человек в салоне и полный бак). 
 
 

    Сергей Витольдович приобрел ЗИМ в 90-м году. Тогда он открыл рекламную газету и встретил объявление о продаже ЗИМа. На следующий день он уже ехал на своих Жигулях в Берестовицкий район. Сергея Витольдовича встретил старенький дедушка и пожаловался, что уже не может обслуживать ЗИМ, а сыновьям это не интересно. О цене долго не думали, дедушка заметил за воротами Жигули Сергея Витольдовича и предложил обменяться. Еще через день в ГАИ, на переоформлении, обмен совершился.

    Кстати, этот самый дедушка (бывший хозяин ЗИМа), купил автомобиль в Москве в 1975 г за 9 000 р. Для сравнения, квартира в то время стоила 5 000 р.
    
    После приобретения ЗИМа, Сергею Витольдовичу пришлось реставрировать металл, а так же оптику, стекла и подвеску – все запчасти были найдены в оригинале.
 
 
    ЗИМ – завод имени Молотова. ЗИС – имени Сталина. После смерти Сталина ЗИМ стал ГАЗом, а ЗИС – ЗИЛом. Вскоре и автомобиль ЗИМ переименовали в ГАЗ-12. Но ранние модели (1950) имели отличающуюся переднюю эмблему и надпись ГАЗ на переднем молдинге вместо ЗИМ.
 
 

 
    Объем двигателя: 3,2 л. Расход: 30 л в городском цикле.

    Особенность: клапана в блоке цилиндров стоят снизу («вверх ногами») – это нижнеклапанный мотор.

    Мощность (бумажная) 90 л.с. Но с учетом того, что коленвал ЗИМа намного длиннее коленвала современных автомобилей, реальная мощность двигателя около 200 л.с.

    Максимальные обороты двигателя равны 2 800 об/мин. Рабочие обороты: 450 об/мин – в маленький дождик уже не слышно как работает мотор!
 

    В то время были две марки бензина: А1 и А2 (позже А66). Двигатель ЗИМа проектировали под А2 бензин. А1 использовался для грузовиков.

    Сергей Витольдович вспоминает рассказы еще бывшего владельца ЗИМа об интересном времени, когда на смену А66 пришел А72 и на заправках продавался керосин… Хозяин ЗИМа приезжал на заправку и заказывал пол бака керосина – вокруг все улыбались, переспрашивали и не понимали как машина поедет. Но машина заводилась, ехала и радовалась, ведь в баке была смесь А76 бензина и керосина (октановое число 44) – а это как раз А66! Экономия отличная: 1 л 72 = 15 коп, 1 л керосина = 7 коп!

    Кстати, с исчезновением с заправок А66 и приходом А72 нужно было увеличивать степень сжатия двигателей. На ЗИМе эту задачу решили установкой головки блока цилиндров от ГАЗ 52 – это позволило уменьшить объем камеры сгорания и увеличить степень сжатия.
 
 

 
    На спидометре автомобиля: 140 км/ч. Стоит заметить, что 120-130 км/ч автомобиль едет и сегодня!
 
 
 
    Интересный факт: Впервые в отечественном автомобилестроении на ЗиМе была применена гидромуфта, которая обеспечивала плавное трогание с места – не дай Бог министра дернет! 
 
    Сейчас в ЗИМе - механическая коробка передач. Раньше была АКПП!
 
 
 
 
    В салоне размещены три ряда сидений. Средние можно сложить и убрать в спинку переднего сиденья. При этом для ног пассажиров, сидящих сзади, освобождается невиданный простор. Переднее сиденье не регулируется и для водителя солидной комплекции места маловато.
 
    Средние сиденья предназначались для охраны. 
 
 
Веревку вешали для того, чтобы с дивана можно было проще и удобнее подниматься. В нижней части фото можно увидеть выступ: с этого места и выдвигались дополнительные сиденья.
 
 
 
    Интересные особенности: на пассажиров приходились три пепельницы и в них уже были электро-прикуриватели! В автомобиле установлены две печки – одна спереди и одна сзади – министров нельзя было заморозить! =)
 
 
 
Для комфорта, задние двери открываются в обратную сторону. Может из-за таких удобств и размеров автомобиль любя называют ЛимуЗИМом? =)
 
 
 
    Заднее колесо на ЗИМ ставится спущенным, а потом накачивается, иначе колесо не пролазит под арки. Кстати, в сборе оно весит 40 кг
 
    Резина на всех колесах ЗИМа оригинальная, хотя и не выпускалась с начала 80-х годов. Представьте какое было качество, если резина уже 30 лет держит на себе более 2,5 тонн!
 
 
    Со слов Сергея Витольдовича, в Минске есть несколько ЗИМов. В интернете нам удалось найти упоминание лишь об одном, вот его фото: 
 
 
    Интересный снимок ЗИМа: 
 
   
«ЗИМ», поданный к трапу самолёта. 1957 год, Лейпциг, ГДР.
 
 
    Автомобиль принимал участие в Выставке Лучших Автомобилей Гродно 2010. SunDAY with AutoGrodno.by.  
   
Громин Гродно Сто и авторазборка Опель Гродно

udachnik1

 Ремонт и проверка форсунок в Гродно
  "КристаллТрансСервис"
  Гродно, Индурское шоссе, 17
  +375 (29) 665-00-72

СТО Хантер, Гродно
Магазин запчастей АвтоМир в Гродно
СТО на Южном рынке в Гродно
Ремонт глушителей в Гродно