| АвтоГродно
| АвтоГродно

В 1930-х годах в центре Гродно продавали новенькие FORD? Изучаем старинные фотографии

Невероятно, но факт: на площади Стефана Батория (нынешняя Советская) в центре Гродно в 1930-е годы продавали новенькие автомобили Ford. Редакция АвтоГродно собрала фотографии и дополнительную информацию об этом удивительном факте.

Перед вами фотографии Советской площади, которая в разные времена имела разные названия: Рынок, Ратушная, Парадная, Соборная, Стефана Батория. Именно здесь на фотографиях 30-х годов напротив городской ратуши можно заметить скопление одинаковых легковых автомобилей Ford.

Продажа новых Форд на Советской в Гродно 1930 годыПлощадь Стефана Батория в Гродно в конце 30-х годов. Источник фотографии - сайт polona.pl, где фотография датируется 1937 годом

«В конце 20-х и почти на протяжении всех 30-х в Гродно по адресу площадь Батория 2 (ныне Советская площадь) в здании городской ратуши располагался салон Ford Motors, который продавал автомобили Ford model A. Как видно на фотографиях, салон использовал часть парковки вдоль сквера в качестве шоурума», — так написал автор блога @timelessgrodno, где публикуются окрашенные фотографии старинного Гродно.

Информацию про автосалон Ford смог подтвердить гродненский историк Василь Герасимчик, который занимается изучением газет и листовок довоенного Гродно.

— Действительно, в рекламных объявлениях встречается информация про этот автосалон. В частности, в справочнике 1932 года указано, что представительство Ford располагалось в Гродно по адресу "Bankowa 18". Улица Банкова, это нынешняя улица Социалистическая. Там находился офис компании, а автомобили выставляли в центре, — рассказывает АвтоГродно Василь Герасимчик.

А это точно Ford Model A?

Продажа новых Форд на Советской в Гродно 1930 годы

Нет сомнений, что на фотографиях старинного Гродно запечатлен именно Ford Model A.

Сходство хорошо заметно с Ford Model A Town Sedan 1931 года, который восстановили в США. У автомобилей идентичны линии арок, поясная линия (которая так же изгибается под задним стеклом), передний и задний бампера, окантовка решетки радиатора, линия крыши и линия передней стойки кузова.

ford model a

ford model a 1931Восстановленный в США Ford Model A Town Sedan 1931

Отметим, что помимо США, Ford выпускал Model A на заводах в Аргентине, Канаде, Дании, Франции, Германии, Италии, Японии и Великобритании до марта 1932 года. А в Москве эту модель стали выпускать с 1930 года (с 1932 года на ее основе появился ГАЗ А).

— Скорее всего, в Гродно продавали европейский вариант Model A еще даже и после сворачивания производства, — рассуждает Василь Герасимчик.

Мы также склоняемся к этой версии, потому что Model A выпустили достаточно много - 4 849 340 штук, и за год до окончания производства было продано около трех миллионов Model A - остаток был приличным.

Model A выпускался в 9 вариантах кузова. Самый дешевый двухдверный вариант стоил около 500 долларов США (7 536 долларов в ценах 2020 года), а самый дорогой вариант продавался за 1 200 долларов США (18 086 долларов в ценах 2020 года).

На модели устанавливался 4-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения рабочим объемом 3,28 л, развивающий 40 лошадиных сил. Максимальная скорость составляла около 105 км/ч. Model А имел механические барабанные тормоза на всех колесах и стал первым автомобилем с безопасным ветровым стеклом.

Форд на Советской в Гродно 1930 годы

Форд на Советской в Гродно 1930 годы

Ford на Советской в Гродно 1930 годы

Довоенные издания, в которых встречается упоминание про автосалон Ford в Гродно:

Старинные фото Гродно 1930-х годов

Старинные фото Гродно 1930-х годов

Старинные фото Гродно 1930-х годов

Старинные фото Гродно 1930-х годов

В довоенном Гродно продавали новые Chevrolet

Кстати, Ford не единственный автосалон Гродно в 1930-х годах. В нашем городе продавали и новые Шевроле. Сначала об этом АвтоГродно рассказал историк Андрей Вашкевич, а затем эту информацию подтвердил и Василь Герасимчик, найдя в рекламных объявлениях информацию про Шевроле:

Chevrolet в Гродно в 1930-е годы

Рекламное объявление утверждает, что около 50% всех автомобилей в Польше - Шевроле. А "Дешевый транспорт - результат цивилизации".

К слову, именно конкуренция со стороны General Motors, в состав которой входит Chevrolet, поспособствовала прекращению 18-летнего производства легендарного Ford Model T, на смену которому и пришел более современный, более комфортный Model A.

***

После 30-х годов Ford и Chevrolet официально так и не вернулись в Гродно.

Площадь Стефана Батория стала Советской, городскую ратушу разобрали в 1946 году, а Фару Витовта, которая встречается почти на всех фотографиях в этом материале, взорвали 29 ноября 1961 года.

Старинные фото Гродно 1930

   (с) АвтоГродно

    // Перепечатка материала и его фрагментов с разрешения редакции

В тему:

В семейном архиве нашли уникальные фотографии мотокросса 60-х - 70-х годов в Гродно. "Зрители стояли на мосту!"

Онлайн-ретейлер Wildberries с 18 апреля запустит продажу автомобилей, первоначально новая категория будет доступна польз...
Столкновение на тротуаре пешехода с велосипедистом либо пользователем средства персональной мобильности (СПМ) не относит...
В Гродно одно из самых частых нарушений на дорогах – это несоблюдении ПДД при перестроении. Обычно такие маневры водител...
Слухи о том, что Литва может закрыть КПП «Шальчининкай» (сопредельный белорусский — «Бенякони»), появились ещё в конце м...
При наличии разрешения на постоянное проживание граждане двух стран получают возможность при соблюдении ряда условий обм...
Железнодорожный инспекционно-досмотровый комплекс позволяет отсканировать состав в 30 грузовых вагонов всего за 4 минуты...
«Не бита, не крашена, тачка – огонь!» Подобные выражения часто фигурируют, когда речь идет о покупке автомобиля. Но на п...
Вчера, 15 апреля, в 07:10 вблизи деревни Щечиново Гродненского района водитель автомобиля "Мазда", увидев сотрудников ГА...
Следите за нами в соцсетях