В июле страны ЕС ужесточили санкции в отношении граждан Беларуси. Согласно новым правилам, под запрет на ввоз попали многие товары.
Список нового европейского регламента огромный и занимает более 200 страниц.
Что касается автомобильных запчастей, то «запрещенкой» оказались детали для двигателей и подвески, фары, замки, ключи, стекло, электрические системы сигнализации, резиновые прокладки, шайбы и прочие уплотнители.
Словом, перечень товаров широкий.
Журналисты av.by поинтересовались у челноков, удается ли им перевозить санкционные товары и выгодно ли это для конечного потребителя в нынешних условиях.
А также спросили у официальных продавцов, как сейчас обстоят дела.
Привоз автомобильных запчастей и масел из Европы для жителей приграничных городов всегда был актуальным бизнесом. Челноков не пугали многочасовые очереди в пунктах пропуска. Ради дополнительного дохода они готовы были стоять сутки, а то и больше. С одной поездки в среднем можно было заработать 100 долларов.
Схема выходила простая. В Польше есть сайт-посредник — сервис доставки из европейских интернет-магазинов. Покупатель находил нужную ему вещь, сбрасывал ссылку на сервер, а организация занималась выкупом и привозом продукции.
Самыми распространенными товарами были моторное масло, сцепление, бамперы, фары. На разные марки ставились разные цены, но ниже, чем в Беларуси, в среднем примерно вдвое.
"Не каждый магазин в Польше соглашается выписывать такс-фри"
А как после новых ограничений обстоят дела? Журналисты нашли в Гродно мужчину, который много лет занимается перевозкой автозапчастей из Польши, и поинтересовались у него, как в новых условиях работает его бизнес.
— Если через Литву, то в основном все едет! Не оформляешь «ваты» — машину не смотрят вообще! А если уже отбивать, тогда таможня будет тщательно осматривать весь автомобиль и не допустит провоза «запрещенки». Например, сцепление можно провезти на «ваты», а маховик к сцеплению — уже нельзя.
Буквально на прошлой неделе мужчина вез два комплекта сцепления (300 евро каждый) через КПП «Брест-Тересполь».
— «Ваты» отметили без проблем. Все намного лояльнее стало в этом пункте пропуска! Таможня редко смотрит машины дотошно.
Правда, есть проблема в другом — не каждый магазин в Польше соглашается выписывать такс-фри.
— Им пришло указание проверять в какой-то базе по коду товар, который выписывают. И если он под санкциями, то не оформят вам ничего!
Со слов мужчины, спрос на автозапчасти из соседней страны остался прежним.
— Даже без «ватов» они выходят дешевле, чем у нас! К тому же в Беларуси многих компонентов нет, поэтому приходится там покупать. У нас ведь больше китайского!
Что касается моторных масел, то спрос на них упал, так как челнокам везти их уже невыгодно: цены в РБ и Польше примерно одинаковые.
— А вот масло для лодок пользовалось большим спросом летом — его у нас днем с огнем не сыщешь! Больше везут ремни ГРМ, сцепления, фары, крылья...
"Белорусский паспорт показываешь — до свидания, пан!"
А что у официальных продавцов? Журналисты пообщались с владельцем одной из гродненских СТО, где также продают автозапчасти. Все ли есть в наличии и поднялась ли стоимость деталей в последнее время?
— Все фирмы-производители делятся на два типа: есть те, кто перестал поставлять, и те, кто продолжает это делать, но только с китайских заводов! Также на наш рынок вошли новые бренды: турецкие, китайские, испанские. Получается, одни марки ушли, вторые — появились.
Насчет цен: произошло небольшое удорожание из-за логистики. Существуют некоторые проблемы с автозапчастями для немецких автомобилей — Volkswagen и Mercedes.
— Нет высокотехнологичного оригинала! Он в Беларусь ввозится, однако ценник у таких сложных компонентов будет космическим. Например, если в Польше деталь стоит 100 рублей, то у нас за такую же в магазине просят все 250! А что касается азиатского автопрома (но не китайского), то проблем нет. Все необходимое для корейских и японских машин есть в наличии или можно под заказ привезти в течение пары дней.
Собеседник av.by убежден: сейчас ввозить автозапчасти из Польши нет необходимости. И на это есть несколько причин.
— Когда только ввели санкции и люди не знали, как логистику провести, тогда еще оттуда возили. И был смысл: стоимость там реально оказывалась ниже. А сейчас у нас в Беларуси все налажено, все можно привезти… И цены более-менее сравнялись. Вот, например, на польском сайте комплект ГРМ в пересчете стоит 195 белорусских рублей. У нас такой же — 233 рубля! Производитель один — итальянская фирма Dayco. Смысл покупать там, сэкономив 40-50 рублей? Но хуже, когда привезешь деталь, а на СТО скажут, что не подходит! Как потом возвращать? Ну и «ваты» сейчас не на все выпишешь — это еще одна причина. Белорусский паспорт показываешь, а тебе поляки говорят: «До свидания, пан!»
Моторные масла в Беларуси сейчас тоже подешевели, нет больше дефицита на них. Соответственно, и спроса на «закупы» в Польше тоже нет, рассказывает предприниматель.
— Есть проблема с электронными клапанами EGR для Volkswagen. Их делает только одноименная фирма. Кто их станет покупать, если он будет стоить 2 000 белорусских рублей? Проще отшить, перепрошить и сделать в машине «Евро-0», а не «Евро-6». Это касается дизельных автомобилей в первую очередь.
Шинник с рынка: "Крутимся как можем!"
Журналисты сходили на гродненский рынок и прошлись там, где продают автомобильные масла и запчасти. Может, здесь кто-то возит под заказ? Но все торговцы в один голос заявили: товар берут у официальных импортеров в Минске!
На выходе заметили мужчину, который предлагал бэушные шины. Павильон совсем небольшой, да и выбор тоже. Например, комплект зимних покрышек Goodyear в типоразмере 205/55 R16 здесь стоит 140 долларов. Поинтересовались, как продавец ввез свой товар в новых условиях.
— Беру в основном у перекупов! Они пригоняют машины из Европы на хорошей резине… Перед продажей меняют ее на более бюджетную, а эту перепродают! Кто-то на запаске перевозит… В общем, крутимся как можем, — честно ответил мужчина.
***
К слову, в специализированных чатах и на крупной онлайн-площадке журналисты av.by тоже не заметили привычных объявлений, касающихся автомобильных товаров из Польши. Стиральные порошки и другая бытовая химия — это пожалуйста, а вот моторных масел не представлено совсем... Выходит, желающих стоять на границе в одну сторону 15-20 часов, чтобы кому-то сэкономить на обслуживании авто, уже нет? Либо эти люди стараются не афишировать свою деятельность.
Оказывается, этот напиток с тем еще подвохом, который на дороге способен сыграть с вами злую шутку.
За прошедшие сутки на территории Гродненской области произошло 5 пожаров, на которых погиб 1 человек.
Пока вы отдыхали, на линию "102" с 20:00 до 8:00 с территории города Гродно и Гродненского района поступило 49 звонков.
Вчера, 13 октября, около 18:30 на трассе М6, вблизи деревни Обухово, сбили женщину.