| av.by Надежда Болотова
| av.by Надежда Болотова

"Белорусский паспорт показываешь – до свидания, пан!" Реально ли сегодня привезти автозапчасти из Польши? Спросили у челноков

В июле страны ЕС ужесточили санкции в отношении граждан Беларуси. Согласно новым правилам, под запрет на ввоз попали многие товары.

Список нового европейского регламента огромный и занимает более 200 страниц.

Что касается автомобильных запчастей, то «запрещенкой» оказались детали для двигателей и подвески, фары, замки, ключи, стекло, электрические системы сигнализации, резиновые прокладки, шайбы и прочие уплотнители.

Словом, перечень товаров широкий.

Журналисты av.by поинтересовались у челноков, удается ли им перевозить санкционные товары и выгодно ли это для конечного потребителя в нынешних условиях.

А также спросили у официальных продавцов, как сейчас обстоят дела.

Привоз автомобильных запчастей и масел из Европы для жителей приграничных городов всегда был актуальным бизнесом. Челноков не пугали многочасовые очереди в пунктах пропуска. Ради дополнительного дохода они готовы были стоять сутки, а то и больше. С одной поездки в среднем можно было заработать 100 долларов.

Схема выходила простая. В Польше есть сайт-посредник — сервис доставки из европейских интернет-магазинов. Покупатель находил нужную ему вещь, сбрасывал ссылку на сервер, а организация занималась выкупом и привозом продукции.

Самыми распространенными товарами были моторное масло, сцепление, бамперы, фары. На разные марки ставились разные цены, но ниже, чем в Беларуси, в среднем примерно вдвое.

"Не каждый магазин в Польше соглашается выписывать такс-фри"

А как после новых ограничений обстоят дела? Журналисты нашли в Гродно мужчину, который много лет занимается перевозкой автозапчастей из Польши, и поинтересовались у него, как в новых условиях работает его бизнес.

— Если через Литву, то в основном все едет! Не оформляешь «ваты» — машину не смотрят вообще! А если уже отбивать, тогда таможня будет тщательно осматривать весь автомобиль и не допустит провоза «запрещенки». Например, сцепление можно провезти на «ваты», а маховик к сцеплению — уже нельзя.

Буквально на прошлой неделе мужчина вез два комплекта сцепления (300 евро каждый) через КПП «Брест-Тересполь».

— «Ваты» отметили без проблем. Все намного лояльнее стало в этом пункте пропуска! Таможня редко смотрит машины дотошно.

Правда, есть проблема в другом — не каждый магазин в Польше соглашается выписывать такс-фри.

— Им пришло указание проверять в какой-то базе по коду товар, который выписывают. И если он под санкциями, то не оформят вам ничего!

Со слов мужчины, спрос на автозапчасти из соседней страны остался прежним.

— Даже без «ватов» они выходят дешевле, чем у нас! К тому же в Беларуси многих компонентов нет, поэтому приходится там покупать. У нас ведь больше китайского!

Что касается моторных масел, то спрос на них упал, так как челнокам везти их уже невыгодно: цены в РБ и Польше примерно одинаковые.

— А вот масло для лодок пользовалось большим спросом летом — его у нас днем с огнем не сыщешь! Больше везут ремни ГРМ, сцепления, фары, крылья...

"Белорусский паспорт показываешь — до свидания, пан!"

А что у официальных продавцов? Журналисты пообщались с владельцем одной из гродненских СТО, где также продают автозапчасти. Все ли есть в наличии и поднялась ли стоимость деталей в последнее время?

— Все фирмы-производители делятся на два типа: есть те, кто перестал поставлять, и те, кто продолжает это делать, но только с китайских заводов! Также на наш рынок вошли новые бренды: турецкие, китайские, испанские. Получается, одни марки ушли, вторые — появились.

Насчет цен: произошло небольшое удорожание из-за логистики. Существуют некоторые проблемы с автозапчастями для немецких автомобилей — Volkswagen и Mercedes.

— Нет высокотехнологичного оригинала! Он в Беларусь ввозится, однако ценник у таких сложных компонентов будет космическим. Например, если в Польше деталь стоит 100 рублей, то у нас за такую же в магазине просят все 250! А что касается азиатского автопрома (но не китайского), то проблем нет. Все необходимое для корейских и японских машин есть в наличии или можно под заказ привезти в течение пары дней.

Собеседник av.by убежден: сейчас ввозить автозапчасти из Польши нет необходимости. И на это есть несколько причин.

— Когда только ввели санкции и люди не знали, как логистику провести, тогда еще оттуда возили. И был смысл: стоимость там реально оказывалась ниже. А сейчас у нас в Беларуси все налажено, все можно привезти… И цены более-менее сравнялись. Вот, например, на польском сайте комплект ГРМ в пересчете стоит 195 белорусских рублей. У нас такой же — 233 рубля! Производитель один — итальянская фирма Dayco. Смысл покупать там, сэкономив 40-50 рублей? Но хуже, когда привезешь деталь, а на СТО скажут, что не подходит! Как потом возвращать? Ну и «ваты» сейчас не на все выпишешь — это еще одна причина. Белорусский паспорт показываешь, а тебе поляки говорят: «До свидания, пан!»

Моторные масла в Беларуси сейчас тоже подешевели, нет больше дефицита на них. Соответственно, и спроса на «закупы» в Польше тоже нет, рассказывает предприниматель.

— Есть проблема с электронными клапанами EGR для Volkswagen. Их делает только одноименная фирма. Кто их станет покупать, если он будет стоить 2 000 белорусских рублей? Проще отшить, перепрошить и сделать в машине «Евро-0», а не «Евро-6». Это касается дизельных автомобилей в первую очередь.

Шинник с рынка: "Крутимся как можем!"

Журналисты сходили на гродненский рынок и прошлись там, где продают автомобильные масла и запчасти. Может, здесь кто-то возит под заказ? Но все торговцы в один голос заявили: товар берут у официальных импортеров в Минске!

На выходе заметили мужчину, который предлагал бэушные шины. Павильон совсем небольшой, да и выбор тоже. Например, комплект зимних покрышек Goodyear в типоразмере 205/55 R16 здесь стоит 140 долларов. Поинтересовались, как продавец ввез свой товар в новых условиях.

— Беру в основном у перекупов! Они пригоняют машины из Европы на хорошей резине… Перед продажей меняют ее на более бюджетную, а эту перепродают! Кто-то на запаске перевозит… В общем, крутимся как можем, — честно ответил мужчина.

***

К слову, в специализированных чатах и на крупной онлайн-площадке журналисты av.by тоже не заметили привычных объявлений, касающихся автомобильных товаров из Польши. Стиральные порошки и другая бытовая химия — это пожалуйста, а вот моторных масел не представлено совсем... Выходит, желающих стоять на границе в одну сторону 15-20 часов, чтобы кому-то сэкономить на обслуживании авто, уже нет? Либо эти люди стараются не афишировать свою деятельность.

Минные поля появятся на востоке Польши, они станут частью комплекса инженерных сооружений "Восточного щита", сообщило ме...
Гродненец Дмитрий уже не первый месяц изучает вопрос организации движения на площади Декабристов. "Бермудским треугольни...
ГАИ Минского района остановила на проезжей части пешехода с 6,3 промилле. На секундочку напомним, что такая доза являетс...
"Хорошая машина – Volvo! Надо брать!" Так и хочется воскликнуть после новости о сегодняшнем ДТП, которое произошло около...

Оказывается, этот напиток с тем еще подвохом, который на дороге способен сыграть с вами злую шутку.

За прошедшие сутки на территории Гродненской области произошло 5 пожаров, на которых погиб 1 человек.

Пока вы отдыхали, на линию "102" с 20:00 до 8:00 с территории города Гродно и Гродненского района поступило 49 звонков.

Вчера, 13 октября, около 18:30 на трассе М6, вблизи деревни Обухово, сбили женщину.

Следите за нами в соцсетях