Мотоцикл "Неман" - история и фотографии сохранившегося экземпляра из Белостока

  • Автор: AutoGrodno.by

niemen-moto-01    Богатый житель Белостока с помощью своих связей смог отыскать в одном из костелов Гродно сохранившийся экземпляр мотоцикла "Неман".

    Бесценную находку он перевез в Польшу, где принялись за реставрацию мотоцикла. Насколько нам известно, это единственный сохранившийся до наших дней образец с таким двигателем.

    Посмотрите, какую технику выпускали в Гродно в 1930-х годах!

    История гродненских мотоциклов "Неман" практически никому не известна. Выпускали такие мотоциклы лишь несколько лет до войны.

    Фабрика "Kresowa Wytwоrnia Rowerоw i Motocykli Niemen" находилась на ул. Карла Маркса, 20 в Гродно. Сейчас это филиал РУП "Гродноэнерго". Фабрику основала семья Старовольских в 1894 году. Изначально там выпускали металлические изделия. Позже, в 20-30-х годах на фабрике производили швейные машинки, велосипеды и легкие мотоциклы.

    Перед тем, как заняться выпуском чего-то "потяжелее", на фабрике изготовили мопеды: на задние колеса выпускаемых велосипедов навесили небольшие двигатели объемом 49,5 см.куб. После такого эксперимента решили выпустить и мотоциклы.

    В модельном ряде было три мотоцикла:
    - 98 см.куб.
    - 125 см.куб.
    - 150 см.куб.

    Сегодня мы расскажем про самый легкий из них. Сейчас он находится в музее "Мото-ретро" в Белостоке.

niemen-moto-48

    - Мотоциклы "Неман" с объемом двигателя до 100 см.куб. были очень популярны в 1937-39 годах. И "права" для их управления были не нужны, - рассказал AutoGrodno.by директор музея Мирослав Соха. - Экземпляр, который вы видите, долгое время хранился в одном из костелов Гродно. Представьте, раньше на нем ездил монах.  А все потому, что "дамская рама" была очень удобна для священнослужителей. Только недавно житель Белостока смог разыскать мотоцикл, перевезти его в Польшу и восстановить. Долгое время я просил, чтобы он выставил "Неман" в нашем музее, зато сейчас мотоциклом может полюбоваться любой желающий.

     Технические характеристики мотоцикла "Неман":

    Объем двигателя: 98 см.куб.
    Максимальная скорость: 50-60 км/ч
    Мощность: 3 л.с.
    Объем бака: 7 литров
    Топливо: АИ-84, АИ-85 с добавлением масла
    Расход топлива: 3 л/100 км

    Обратите внимание - на логотипе мотоциклов и велосипедов "Неман" изображены гродненские замки.


Мирослав Соха, директор музея, рядом с мотоциклом "Неман"

    - На руле у мотоцикла четыре ручки управления, - говорит Мирослав. - Рядом - переключатель для света. Тормоз ножной, как у велосипедов.

Ручка переключения передач. У "Немана" было 3 передачи.

Мотоцикл оснащался немецким двигателем фирмы SACHS

    - На гродненских мотоциклах использовались компоненты с других фабрик. Двигатели привозили из Германии (MAW и Sachs) и Англии (Villiers). Оптику ставили фирмы BOSСH, - уточняет Мирослав.

    - Мотоцикл разгонялся до 50-60 км/ч. Задней подвески не было, но все вибрации гасили пружины под седлом. "Неман" мог выдержать еще и пассажира - сиденье для него крепилось над задним колесом, - поясняет директор музея.

У мотоцикла был "дальний" и "ближний" свет

На фонаре отчетливо видна маркировка BOSCH

Серийный номер рамы - 7973

    Несмотря на внушительную цифру серийного номера, "Неманов" выпустили немного. В 1937 году было изготовлено всего около 100 мотоциклов этой модели. В 1938 - 166 штук, а в 1939 году собирались выпустить 250 единиц техники.

 Подробнее про музей "Мото-ретро" в Белостоке

    К счастью, до наших дней удалось сохранить еще два образца гродненской фабрики. Мотоцикл с объемом двигателя 125 см.куб и велосипед с подвесным мотором показали в Минске в апреле прошлого года. Их восстанавливают Александр Загородник и Василий Терешко. Из информации польских форумов известно, что еще один мотоцикл находится у частника в Польше.

    Мирослав Соха уже приезжал в Гродно на Международный автофестиваль "SunDay". В 2016 году мы снова ждем гостей из польского музея "Мото-ретро". Ребята обещают привезти с собой и уникальный мотоцикл "Неман".

   P.S. В сентябре 1939 года Гродно вошел в состав БССР.  "Велосипедный завод "Неман" был национализирован. Предприятие объявили государственным, а, значит, народным достоянием. Историк Виктор Саяпин вышел на связь с потомком рода Старовольских - Иосифом. Он рассказал, что его дед Нохум был купцом и имел хорошие связи. Его сын Лазарь во время Первой мировой войны учился в одном из институтов Харькова. В Гродно он, имея техническое образование, с помощью своего отца Нохума развернул производство велосипедов и мотоциклов "Неман". В 1939 году советские власти его арестовали и поместили в белостокскую тюрьму, где дальнейшие следы затерялись. Оставшуюся часть семьи выслали в Казахстан, где Старовольские пережили войну, откуда в 1946 году переехали в Польшу, а затем в Германию. Нохум Старовольский в 1948-м эмигрировал в Израиль, где умер в 1983-м. Как вспоминал Иосиф Старовольский, к аресту его отца имел отношение знакомый из Харькова, который работал в НКВД, а в 1939 году он был переведен в Гродно…

   UPD: Музей находится по адресу: Białystok, ul. Węglowa 8. Это совсем не далеко от главного Аушана. 

Радиоуправляемые модели в Гродно Автокресла в Гродно

Тэги:     Мотоцикл Неман      история      фото      Гродно

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

© 2006–2015 Автомобили Гродно

Здравствуйте, пожалуйста авторизуйтесь